Вопрос 2. Концепции развития
Вопрос 1. Основные понятия и принципы диалектики
Диалектика – это учение о всеобщих связях, движении и развитии природы, общества и мышления и основанный на ней философский метод.
Само слово «диалектика» в переводе с греческого означает «искусство вести беседу» и в этом смысле диалектика – это наука логики. Однако диалектика имеет, прежде всего, онтологическое измерение, т.к. диалектика характеризует наиболее общие законы бытия.
Исторические формы диалектики:
· Стихийная диалектика Древней Греции (Гераклит);
· Идеалистическая диалектика (Гегель);
· Материалистическая диалектика как единство объективной и субъективной диалектики (К.Маркс и Ф.Энгельс)
Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (природы и общества).
Субъективная диалектика – диалектическое мышление, оно включает:
а) диалектику процесса познания;
б) диалектику творческого мышления.
Основные принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений.
2. Принцип развития.
Ключевыми понятиями этих принципов являются диалектические категории – «взаимосвязь» и «развитие».
Взаимосвязь – это такое отношение между предметами и явлениями, которое характеризуется их взаимной обусловленностью. Всеобщность взаимосвязи надо понимать так: не существует изолированных предметов и явлений.
Развитие (следует отличать от движения) – это закономерные, необратимые, направленные качественные изменения; это движение, результатом которого является нечто новое.
Различают:
1) Восходящее (прогрессивное) развитие – переход от низшего, простого к высшему, сложному;
2) Нисходящее (регрессивное развитие – переход от высшего, сложного к низшему, простому.
Иногда говорят не о двух видах, а о двух ветвях (восходящей и нисходящей) развития.
Современным научным выражением диалектики служит синергетика – учение о самоорганизации (ее основатели – бельгийский ученый И.Пригожин и немецкий ученый Г. Хакен) .Посредством представлений о неравновесных состояниях в открытых системах синергетика с помощью понятий флуктуации, нелинейности, точки бифуркации, аттрактора и др. объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок, происходит самоорганизация систем.
В истории философии сложились две противоположные концепции развития: диалектическая и метафизическая (антидиалектическая). Две концепции развития различаются между собой потому, как они отвечают на три важнейших вопроса, раскрывающих содержание развития в целом.
Первый вопрос: Почему происходит развитие, в чем его источник, движущие силы?
Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Источник развития они видят во внутренних противоречиях самих объектов, поэтому для диалектиков развитие – это саморазвитие.
Метафизики источник развития выносят за границы самих объектов, видя его во внешней силе, субъекте, Боге и т.п.
Второй вопрос: Каким образом происходит развитие, каков механизм развития?
Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом взаимного перехода количественных и качественных изменений. Развитие понимается как качественное изменение.
Метафизики механизм развития связывают лишь с количественными изменениями: увеличением или уменьшением.
Третий вопрос: Какова общая направленность развития, куда идет развитие?
Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом отрицания отрицания. Они доказывают, что развитие имеет спиралеобразный характер.
Метафизики говорят, что развитие имеет одноплоскостной характер, есть движение по прямой или по замкнутому кругу.
Итак, ответы диалектиков на три указанных вопроса опираются на три основных закона диалектики и в совокупности составляют ядро диалектической концепции развития. А ответы метафизиков выражают суть метафизической концепции развития.