Разрешение и линиатура

Разрешение принтера

Глубина цвета

Еще один вид разрешения – битовое (цветовое) разрешение – характеризует способность пикселей воспроизводить цвет. Битовое разрешение, или глубина цвета, определяет (в битах) объем цветовой информации в каждом пикселе. Чем больше глубина цвета, тем шире диапазон воспроизводимых цветов, что в итоге обеспечивает более точную передачу цвета в изображении.

Например, пиксель с глубиной цвета 1 бит имеет 2 возможных значения: 0 или 1 (белый или черный). Пиксель с глубиной цвета 8 бит имеет 28, т. е. 256 возможных цветовых значений (от 0 до 255), а пиксель с глубиной цвета 24 бита – 224, или 16 миллионов цветовых значений.

 

Разрешение принтера измеряется в точках на дюйм (dpi) и определяет качество, с которым печатается изображение. Это число представляет собой количество «реальных» точек, которое принтер может напечатаь на отрезке длиной 1 дюйм (или 1 см).

Большинство лазерных принтеров имеют разрешение от 300 до 600 dpi и годятся для распечатки тоновых изображений с разрешением от 72 до 150 ppi. Фотонаборные автоматы с разрешением 1200 dpi, 2400 dpi и выше применяются для вывода изображений с разрешением от 200 до 300 ppi.

Печать полутоновых или цветных изображений выполняется с использованием технологии растрирования, которая обеспечивает преобразование уровней тона изображения в совокупность растровых точек определенного размера, которые при общем восприятии человеческим глазом сливаются и создают иллюзию непрерывного тона. В настоящее время находят применение несколько методов растрирования.

В традиционном (амплитудном) растрировании частота растровых точек в одном изображении поддерживается неизменной и измеряется в так называемых линиях на дюйм (line per inch, lpi) или линиях на сантиметр. Частота растра иначе называется линиатурой растра. Более темным участкам изображения соответствуют более крупные растровые точки, более светлым участкам – более мелкие точки (рис.).

Рис. Иммитация светлых и темных оттенков серого с помощью растра

 

В растрировании растр представляет собой совокупность квадратных ячеек, на которые разбито изображение. Каждая ячейка отводится для одной растровой точки. Для передачи оттенков в процессе растрирования формируются растровые точки разных размеров. Более «жирные» точки, будучи напечатанными в соседних ячейках растровой сетки, оставляют между собой мало белого пространства. Это создает иллюзию темного оттенка цвета такой области. Наоборот, небольшие точки, напечатанные с тем же интервалом, оставляют белой большую часть бумаги в пространстве между ними. Это создает ощущение светлого оттенка (рис. 1.5, а).

Растровая точка состоит из группы «реальных» точек одинакового размера, создаваемых принтером. Чем большая часть ячейки заполнена точками, тем больший размер имеет формируемая растровая точка и тем более темный оттенок серого она представляет.

Например, линиатура принтера составляет 60 растровых точек на дюйм, а разрешение принтера - 300 точек на дюйм. Поэтому каждая растровая точка состоит из 25 (300 / 60 = 5) точек принтера. Все возможные значения (от 0 до 25) соответствуют 26-и различным оттенкам серого (рис.).

Рис. Растровые точки размером 5х5 с различным количеством задействованных точек принтера - от 25 (слева) до 0 (справа)

 

В стохастическом растрировании все точки имеют одинаковый размер, но размещаются на разном расстоянии друг от друга. Поэтому в темных областях изображения имеют место большие скопления точек, тогда как в светлых областях точки гораздо дальше удалены друг от друга (рис. 1.5, б). Стохастическое растрирование называют частотно-модулированным (frequency modulated screening – FM), а традиционные методы получения полутонов – амплитудно-моду-лированным растрированием (amplitude modulated screening – AM). Точки при использовании методов стохастического растрирования очень маленькие, около 12–20 микронов в диаметре.

Преимущества стохастического растрирования – отсутствие муаровой текстуры и меньшее разрешение изображения по сравнению с амплитудно-модулированным растрированием.

Недостатки стохастического растрирования – многие печатные машины не могут обрабатывать точки слишком маленьких размеров. Кроме того, технологии создания пленок и форм для стохастического растрирования более дорогостоящие.