Московская Русь от Ивана Грозного до Петра Великого 1533—1689
.Развитие России в XVI—XVII вв. не укладывалось в европейские мерки по механизмам своего осуществления, хотя по внешним формам было близко к ним. Своеобразие России придавал особый тип феодализма, который сформировался под влиянием особенностей природно-географической среды и специфики исторических связей страны. Для него были характерны: 1) господство государственной формы земельной собственности; 2) жесткая форма зависимости крестьян от феодалов, трансформировавшаяся в крепостное состояние; 3) сильная подчиненность господствующего класса государственной власти; 4) верховенство феодалов над городами.
Вместе с тем Россия, как и Западная Европа, вступила в по-госу обновления. Ярким свидетельством начавшейся в стране ломки традиционных отношений стали длительные эпохи всеоб-социальных потрясений — опричнина и смута. Они карди-[ьно изменили взгляд народа на государство, заставили отка-пъся от понимания его как объекта личной собственности го-ударя. Одновременно возникло понятие «вся земля», характерииавшее общенародную сущность верховной власти. Народ из-1рает государя, и это становится основанием законности вер-)вного положения царя. Так постепенно складывались черты )5щественного самосознания — наиболее яркий признак на-юнального государства Нового времени. Как и европейские, Российское национальное государство носило абсолютистский характер. Однако необходимость абсолютизма у нас определялась не столько потребностями внутреннего социально-экономического развития, сколько величиной государственной территории и необходимостью организовывать общество для отпора многочисленным внешним врагам. После колонизации Сибири русские цари правили самым большим по площади государством мира — 15 млн. кв. км.
Со своими внутренними и внешними проблемами российский абсолютизм справлялся в XVI—XVII вв. вполне успешно. В середине XVII в. были упорядочены социальные отношения, !статус каждого сословия оформлялся правовым образом. Тогда же окончательно установилось крепостное право. l В эпоху первых Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, завершилось оформление государственного аппарата, начатое еще при Иване III. Сложилась приказная система. Важную роль в политическом управлении страной играло местничество — порядок наследственного закрепления государственных должностей за членами родовитых фамилий. Но уже при Иване Грозном отменой системы кормлений оно :было сильно ограничено. В конце XVII в. местничество было отменено. На государственную службу все более выдвигались талантливые люди из средних слоев населения. На них нередко опирались государи московские в борьбе с боярской оппозицией. С этой же целью вводились элемента местного самоуправления, был учрежден даже сословно-представительный орган — Земский собор. Победоносно закончилась к середине XVII в. борьба абсолютизма с церковью, которая после низложения патриарха Никона в официальной своей части всецело подчинилась государству.
11Важным социально-политическим явлением, с которым щи ходилось считаться растущему абсолютизму, был выход на ист. рическую арену широких народных масс — крестьян, казако холопов, посадских, служилых и приказных людей. Их выстуления нередко выливались в грозные стихийные разрушител] ные волнения. Однако организованной оппозицией царской вт сти эти движения не стали. Не сформировался такой политиче ский противовес и в среде высшего сословия бояр.
Своеобразной формой идейного сопротивления абсолютизм стало самозванчество, движение, выдвигавшее идеал справедли вого, пострадавшего и чудом спасшегося царя. Под именем ца рей или их воевод выступали лидеры народных повстанчески движений, авантюристы, искавшие легкой добычи.
1. Что представляла собой политическая система времен Ивана IV?
Власть испытывала тенденцию к усилению самодержавствго государей и развертыванию масштабной идеологизации управления государством.
Русские цари опирались не на города и их противоречия с феодалами, как в Западной Европе, ц на военно-бюрократический аппарат и религиозное чувство народа. Превращение этой специфики в; политическую традицию способствовало почти полувековое пребывание на престоле Ивана IV. При нем окончательно утвердилась концепция распределения власти, восходившая, с одной стороны, к византийскому преданию, с другой — к политической практике северо-восточных русских княжеств эпохи раздробленности. Ее основу составляла идея равного бесправия всех без исключения членов общества перед лицом монарха. При Иване IV в понятие «самодержавие» стали вкладывать новый смысл. Им стали называть такую власть, которая не зависела ни от внутренних, ни от внешних ограничений. На практике же его власть была абсолютна скорее по притязаниям, нежели по реальным возможностям. Многие факторы ограничивали ее, но государь с ними стремился не считаться. Усугубленный противоречивостью характера Ивана Грозного, этот факт придал особенно острую форму его
Церковь сохранила крупные землевладения, но их дальнейший рост был уже поставлен под контроль государства. В годы опричнины церковь в лице трополита Филиппа больше заботилась о сохране. благопристойного лика светской власти. С каз} Филиппа пришел конец высокого морального ав ритета Русской православной церкви. Она потер, в неравной борьбе последние силы для сопротив. ния растущему деспотизму светской власти. Не i менило положения вещей даже введение в 158$ патриаршества. Автокефалия (независимость от Ко стантинополя) пришлась на время, когда Русская це ковь приобрела национально-государственные черты
О. Какие цели преследовала внешняя политика Ивана IV на магистральных направлениях?
На восточном направлении Иван Грозный преследовал це ли включения Поволжья и Прикамья в состав Московское державы. На юге он не отважился вступить в прямую конфронтацию с татарским Крымским ханством, ибо за его спино?, стояла могущественная Османская держава. Здесь Россия ограничилась оборонительными мерами. Западное направление имело целью обеспечить России выход к Балтике для установления непосредственного сообщения России со странами Западной Европы.
В ходе удачных военных операций Россия покорила Казанское ханство (1552) и Астраханское ханство (1556). В 3557 г. Россия завершила присоединение основной части Башкирии. С начала 80-х годов XVI в. началось активное проникновение русских в Сибирь.
На южном направлении в 50-е годы XVI в. стали возводить Засечную черту, первый участок которой проходил южнее Оки, под Тулой и Рязанью, В 1566 г. был основан город-крепость Орел. Возрос престиж России на Кавказе. В 1557 г. в Москву прибыло кабардинское посольство и были оформлены вассальные отношения Кабарды с Москвой. В 1561 г. этот союз был закреплен браком Ивана IV с дочерью кабардинского князя Темрюка Марией.
Итоги Ливонской войны были неутешительны для России. Она теряла все приобретенные территории в Ливонии и Белоруссии. Баторий потребовал от Ивана IV капитулировать перед шведами, союзниками поляков в этой войне. Русь вынуждена была уступить Швеции все побережье Финского залива.
4. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549—1563 гг. и какие области отношений они охватывали?
Крупнейшая серия реформ 50-х годов XVI в. способствовала оформлению в общих чертах централизованного государственного аппарата, окончательно утратившего черты великокняжеского управления. Реформы касались высшего, центрального и местного уровней управления, областей законодательства, военного дела, пограничной службы, упорядочения местничества и организации корпораций служилых людей.
В !549 г. состоялся первый Земский собор (центральное сословно-представительное учреждение России, наметивший проведение реформ. В 1550 г. издан новый Судебник, усиливший власть феодалов над крестьянами и ограничивший судебные наместников и волостетелей. В том же году отрядов пищалыциков было создано первое постоянное стрелецкое войско, началось систематическое продвижение обороны от Оки на юг, в сторону Дикого поля. Первой построили Тульскую, за ней Белгородскую оборонительную линию.
На базе Дворца и Казны была создана центральная отрасле-I, строго функциональная система органов управления — приказов (изб). В 1552 г. составили «Дворовую тетрадь», куда внесли высший и низший слои служилых людей по уездам, где они владели землей. Тогда же создали «Государев родословец» — родословный справочник и «Государев разряд», где систематизировались все назначения служилых людей. Отныне только на них могли опираться стороны при местнических спорах.
В 1556 г. была отменена система кормлений и завершены губная и земская реформы. Во главе администрации уездов стали выборные из дворян губные старосты, а в черносотенных уездах — выборные из зажиточных крестьян и горожан — земские старосты. В этом же году было принято новое «Уложение о служ117
бе», распространившее принцип обязательности военной службы на все разряды феодалов, не исключая и церковных, и освободившее дворян от вассальной зависимости крупным феодалам.
5. Была ли опричнина антибоярской политикой?
Опричнина являлась широкомасштабным конфликтом внутри господствующих сословий, вызванным Иваном Грозным, и преследовала цель укрепления личной власти царя. Опричнина вылилась в форсированную централизацию страны, предпринятую без достаточных социально-экономических оснований и потому выродившуюся в массовый террор. Слабость государственного аппарата Грозный, как и его дед Иван III, компенсировал усилением деспотических черт самодержавия. Только внук превзошел все допустимые рамки.
Иван IV разделил государство на земщину, формально переданную на попечение Боярской думе, и опричнину — особый государев удел.
Опричнину не следует представлять формой борьбы прогрессивного дворянства против реакционного боярства. Под топором палача все они оказались равными. К тому же среди опричников было много бояр, да и у истоков опричнины стоял кружок московских бояр. На одного казненного боярина приходилось около четырех рядовых землевладельцев. Общее количество жертв исчислялось десятками тысяч человек. Простых людей никто не считал. В поминальных же списках (синодиках) была зафиксирована цифра 4 тыс. представителей высшего и среднего сословий.
Опричнину нельзя рассматривать как объединительную акцию так же, как нельзя отождествлять усиление самовластия царя с государственной централизацией, делу которой был нанесен ущерб в годы опричнины. В жертву одному ее элементу — полновластию самодержца — были принесены другие, не менее важные — квалифицированный госаппарат и единство законодательства. Избранный царем путь борьбы с удельной стариной не был лучшим, ибо разделил страну и народ, поселил в душах людей страх и неверие в государственный порядок, рождал чувство вседозволенности, жестокость и лицемерие в среде подданных.
6. Какой социально-экономический процесс называют аграрным переворотом XVI в.?
Это был процесс вытеснения вотчины поместьем, перераспределение земель от бояр в пользу дворян, так что к концу в. поместное землевладение преобладало в общем количестве феодальных земель.
Важнейшая причина перехода к поместному землеустройству — необходимость выполнения военных задач Русского государства. Централизованному государству требовалась смена типа войска — неподчинение служилых людей напрямую московскому князю, минуя удельных. Теперь войско формировалось при московском дворе. Служилые дворяне набирались из разных слоев населения: то могли быть прежние князья, бояре, жители по-щов, невладельческие крестьяне, купцы, дворо-ве слуги и даже холопы.
В первой половине XVI в. поместная система в ^тральных районах Московии занимала треть и земель. В конце XVI в. поместные земли со-авляли уже 55%. В ряде районов Новгородчины 12/3 земель принадлежало владельцам на помест-основе. В Рязанском, Тульском, Каширском, орловском и Епифанском уездах удельный вес поместий в конце века достигал 80—89%. Вотчинное ладение дольше удерживалось в центральных час-государства, хотя и здесь наблюдался рост по-|естий. Особенно это касалось 100-километровой сны вокруг Москвы. В 1550 г. здесь было «испо-|гсщено» 1071 человек («избранная тысяча»), кото-яе должны «быть всегда готовы к посылке». На щ цели из дворцовых владений было выделено ю 100 тыс. десятин земли.
7. Что являлось важнейшим социально-экономическим следствием перехода к поместной системе землевладения?
Это было ухудшение положения крестьян и усиление его закрепощения. Выросла численность феодалов, которых должны были кормить крестьяне.
Заповедные годы периоды, в течение которых крестьянский выход временно запрещался. Установлены впервые в 1581 урочные лета срок сыска и возврата беглых Крестьян прежнему владельцу. Введены в 1597 писцовые книги хозяйственные описания государства, систематически составлявшиеся с 80-х гг. XVI в. Служили основанием для поземельного податного обложения, средством фиксации земледелия и закрепощения крестьян
Процесс закрепощения крестьян включал, с одной стороны, стремление владельцев к фактическому закабалению крестьян, а с другой — упорную борьбу крестьян против закабаления. Помещики медленно, но неуклонно добивались отмены права перехода. В середине XVI в. право перехода утеряли крестьяне-старожилы, то есть те, которые жили на одних и тех же землях много лет и не пользовались правом перехода. Несмотря на то что до конца XVI в. переход крестьян от феодала к феодалу был распространен, свобода перехода все более ограничивалась в пользу владельцев.
С 1581 по 1595 гг. действовали заповедные годы, которые относились ко всем категориям крестьян и посадскому населению. Мелкие и средние помещики, нуждавшиеся в рабочих руках, просили отменить урочные лета и сделать сыск крестьян бессрочным. Правительству это требование было выгодно, ибо без прекращения массового перехода крестьян государство не могло установить размеры земельных угодий и распределить рабочую силу поместного хозяйства.
Утверждение поместной формы землевладения, изменения в положении крестьян и Ливонская война обусловили упадок сельского хозяйства. К концу века вдвое сократилась средняя запашка крестьянского двора, деревня обезлюдела. В центре запустела половина деревень, на Новгородчине — более 82%. Крестьяне убегали на окраины, где не было помещиков.
8. Какие явления в русской культуре свидетельствовали о начале ее секуляризации?
Важнейшими культурными новшествами стали книгопечатание, развитие жанра литературной публицистики, рождение шатрового каменного зодчества, привнесение в церковное пение сложной ритмики и многоголосья. В XVI столетии был заложен фундамент многонациональной культуры России. На основе переплетения областных русских говоров сформировался среднерусский стиль речи, мягкий и певучий.
Поток обмирщения захватил в свой водоворот как светских, так и церковных авторов, способствовал расцвету публицистического жанра. Его представляли сочинения самого Ивана Грозного — это переписка с князем Курбским. Другими видными публицистами эпохи были Иван Пересветов, Матвей Башкин, Феодосии Косой, Максим Грек. Выдающимся литературным явлением эпохи стали «Четьи-Минеи» — энциклопедия русской духовной образованности XVI в., создававшаяся под руководством митрополита Макария. Заметно беллетризуются традиционный жанр хождений по святым местам и житийная литература. Их яркими образцами были путешествие Трифона Коро-бейникова по святым местам Востока и «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма.
Наглядным образцом обмирщавшегося сознания стало шатровое зодчество — стиль церковной архитектуры, отказавшийся от традиционного многогла-вия (пятиглавия) и строгости. В его основе — конструкция одноглавого храма-столпа (восьмерик на четверике), увенчанного высокой многогранной изукрашенной пирамидой с куполком. Первым и непревзойденным образцом каменного шатрового храпа стала церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г.
Секуляризация культуры освобождение общественного сознания, деятельности и поведения людей от влияния религии. Падение влияния церкви выражается в сужении круга выполняемых ею ролей, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развития светского искусства и морали
9. В чем заключались причины Смутного времени?
Смута была вызвана резким ухудшением положения народных масс в результате Великого голода 1601—1603 гг. и не-| удовлетворенностью общества политикой Бориса Годунова.
Формальной причиной Смуты был династический кризис в России. В 1598 г., после смерти бездетного сына Грозного Федора Иоанновича, пресеклась прямая линия потомков Ивана Калиты на Московском престоле. В тот же год Земский Собор избрал на царство шурина царя Бориса Годунова, талантливого политического деятеля, но не сумевшего обрести признания ни у общества (из-за слухов о причастности к убийству царевича Дмитрия), ни у знати, считавшей царя худородным выскочкой. Со своей стороны Годунов не сделал вовремя необходимых уступок боярству. В своем стремлении единолично править Годунов использовал политические обычаи опричного времени. Он всячески подчеркивал свою связь с династией русских царей, пустив даже в ход вымысел, будто Грозный перед смертью завещал ему московский престол.
Болотникова
1606—1607 крестьянская война, участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся дворяне. Охватила 70 городов юга России, Поволжье. Восставшие дошли до Москвы, но потерпели поражение
усобъе: «восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч». Рушились традиционные общественно-политические связи. Поляки заняли Москву и Смоленск, шведы — Новгород, страна осталась без политического управления. Деморализация общества выражалась в беспринципности его верхушки, бессмысленных зверствах шаек «воровских людей» над мирным населением. Глумлению подвергались храмы и священники. Казалось, России пришел конец. Да, приходил конец старой России, в муках рождалась новая Россия. Ее спасли тогда связи национальные и религиозные. Города начали переписку между собой и добились единства действий против «разорителей христианской веры», пришли к согласию в выборе государя державы.
Эпоха, разделившая две правящие династии в России, намного сложнее всех схем ее оценок. Участники событий весьма условно могут быть отнесены к лагерю приверженцев идеи государственности и ее разрушителей или к классу угнетателей и угнетенных. Люди зачастую были сначала в одном лаге
последствия Смуты
в экономическом плане ее следствием стало запустение страны, с которым она справилась только к 20-м гг. В социальном — было ослаблено боярство, дискредитировавшее себя пособничеством с интервентами. В политическом — привело к рождению элементов правового регулировании государственны* отношений и упрочению положения Русской церкви, сплотившей патриотические силы страны
ре, потом переходили в другой. За исключением заядлых авантюристов и беспринципных мародеров, все участники событий стремились к разным вариантам общественного порядка. Невозможно противопоставить по социальному признаку движения Лжедмитрия I и Ивана Болотникова. Их участники принадлежали не только к самым пестрым социальным слоям, но просто даже были одними и теми же людьми. Социальные же программы всегда являлись простым средством достижения политических целей. Так, Лжедмитрий II («Тушинский вор») предлагал крестьянам Шуйского считать себя свободными людьми. Болотников в дни стояния под Москвой обращался к «черному» люду с призывом убивать «лучших людей».
система правления, при которой главе государства принадлежит законодательная, исполнительная и судебная власть, осуществляющаяся им при опоре на разветвленный аппа-
1. В каких условиях рождался российский абсолютизм и в чем выражался переход к нему?
Становление российского абсолютизма главным образом обусловливалось внешнеполитическими потребностями государства. На его необъятных просторах самовластный монарх мог успешнее справляться с мобилизацией материальных и человеческих ресурсов, чем какой-либо иной правитель. В.О. Ключевский назвал Московское государство «вооруженной Великороссией». Мысль о том, что «без государя против общих врагов не устояти», оформилась вполне на исходе Смуты.
абсолютизм АбсОЛЮТИЗМ В РОССИИ рОЖДаЛСЯ ПРИ СОВерШеННО
иных условиях, нежели в Западной Европе. В России не сложилось политического противовеса феодальному дворянству со стороны буржуазии, формирование которой только началось в XVII в. и шло под определяющим влиянием государственных структур. Старые феодальные сословия не только не пришли в рат полностью от упадок, как в Европе, но, наоборот, укреплялись и консолидировались. Поэтому российскому абсолютизму приходилось лавировать между интересами различных группировок господствующего класса, которые сглаживались только в моменты общей беды. Наконец, российский абсолютизм складывался в обществе с неразвитым правосознанием его членов. Их личные права оставались неопределенными и незащищенными. Эти факторы тормозили процессы централизации, порождали бюрократизм и взяточничество в государственных органах, усложняли отношения царя с подданными.
Переход к абсолютизму выражался: 1) в самом факте изменения царского титула, который подчеркивал идею божественного происхождения его власти и ее самодержавный характер («Божией милостию великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец; 2) отмирании со второй половины XVII в. Земских Соборов; 3) «демократизации» Боярской Думы, увеличении ее численности (в 1700 г. — 94 чел., в 1638 г. — 35); 4) повышении значения «непородных» людей в государственном аппарата; 5) расцвете приказной системы управления; 6) победном исходе борьбы светской власти с церковью,
12. Что являлось стержнем социальной политики государства в период правления Алексея Михайловича
Социальные мероприятия правительства Алексея Михайловича (правил в 1645—1676) были направлены на унификацию податных сословий и служилого класса, а также правовое оформление их статуса.
социальная структура России в XVII в.
три основных слоя: служивый класс (бояре, дворяне, слуги, духовенство); тяглый посадский люд (три категории — высшие, средние и младшие люди); тяглые крестьяне (черносотенные и владельческие). Промежуточные слои: гулящие люди\халопы; задворные и деловые люди; служивые люди «по прибору». Возвышающиеся слои: гости, торговые люди гостиной и суконной сотни бюрократия – приказные люди и провинциальные чиновники
Права и обязанности всех слоев общества были изложены в новом своде законов — Соборном Уложении 1649 г. Положение тяглых классов уравнивалось за счет сужения их прав и усиления эксплуатации. Ликвидировались «белые», не облагаемые налогом городские слободы, принадлежавшие крупным феодалам. Посадское население прикреплялось к городским общинам по месту жительства и утрачивало свободу передвижения. Крестьянское сословие уравнивалось за счет распространения на него крепостного состояния. Владельческие крестьяне навечно закреплялись за своими хозяевами. «Черные» крестьяне несли государево тягло, сохраняли личные права, самоуправление, могли даже распоряжаться своими земельными участками. Они не могли покидать их, не найдя себе заместителей. К концу XVII в. их оставалось около 5% в Поморье и Сибири. Сравнялись по положению с владельческими крестьянами холопы, деловые и задворные люди. Уложение закрывало только путь в холопы крестьянам и служилым людям. Пополнение могло совершаться за счет вольных людей.
соборное Уложение 1649 первый русский законодательный сборник, изданий типографским способом (2 тыс. экз.), содержит около тысячи ста статей, сгруппированных в 25 глав. Соборное Уложение сделало следующий шаг в деле сближения бояр и дворян. Последние получили право наследовать поместье, если сын продолжал службу отца, то есть утрачивался условный характер держаний поместий. Отмена в 1682 г местничества еще более усугубила это сближение. Чтобы имелся резерв для пожалований дворянам, Уложение запретило духовным феодалам расширять земельные владения.
Купеческая элита получила от государства значительные привилегии: свободу от многих посадских повинностей, право приобретать вотчины, а гости наряду с этим — право выезда за границу. Всю внешнюю торговлю государство монополизировало, а гостей использовало в качестве своих торговых агентов. Низший слой торгового люда — коробейники, держатели городских лавок — по положению сближались с тягловым посадским населением. Быстро росла численность российской бюрократии, которая к концу XVII в. достигла 4,5 тыс. человек. жилым людям. Пополнение могло совершаться за счет вольных людей.