Особенности

Основными особенностями комплекса стандартов ГОСТ 34 являются следующие:

1. Основной целью разработки комплекса нормативных документов ГОСТ 34 было
разрешение противоречий, возникающих при интеграции систем вследствие
несогласованности нормативно-технической документации. В 80-х годах действовали следующие комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам автоматизированных систем:

О единая система стандартов автоматизированных систем управления (24-я система) для АСУ, ОАСУ, АСУП, АСУТП и других организационно-экономических систем;

О комплекс стандартов системы 23501, распространявшихся на системы автоматизированного проектирования (САПР);

О четвертая группа 14-й системы стандартов, распространяющаяся на автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП). Практика применения стандартов на ОАСУ, АСУП, АСУТП, САПР, АСТПП показала, что, по существу, в них применяется единая система понятий и есть много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия в обозначении, составе, содержании и оформлении документов. В этих условиях было решено выработать одну обобщенную понятийную и терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов и их содержания и определить их как обязательные для всех автоматизированных систем.

Таким образом, комплекс стандартов ГОСТ 34 более близок к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO 12207.

2. Степень адаптивности стандарта ГОСТ 34 определяется следующими возможностями:

О возможностью отказаться от этапа эскизного проектирования и объединять этапы разработки технического проекта и рабочей документации;

О возможностью отказываться от некоторых стадий разработки, а также объ­единять большинство документов и их разделов;

О возможностью вводить дополнительные документы, разделы документов

и работы;

О возможностью динамически создавать частные технические задания, что позволяет достаточно гибко формировать жизненный цикл автоматизиро­ванной системы. Стадии и этапы, выполняемые организациями — участниками работ по созданию автоматизированной системы, устанавливаются в договорах и техническом задании, что близко к подходу ISO 12207.

3. Несмотря на достаточно большую гибкость формирования жизненного цикла, предопределенные документами ГОСТ 34 этапы и стадии разработки на практике ориентируют разработчиков на каскадную схему жизненного цикла.

4. Документы ГОСТ 34 определяют единую терминологию и вполне разумно классифицируют работы по созданию автоматизированной системы и документы,
разрабатываемые в результате этих работ. Благодаря ГОСТ 34 упрощается интеграция разных систем и повышается качество систем, полученных в результате интеграции.

5. Обеспечение качества согласно ГОСТ 34 определяется в техническом задании на автоматизированную систему и производится на любых последующих этапах и с любой степенью независимости экспертизы. В последовательности этапов разработки эти экспертизы располагаются несколько позже, чем в ISO 12207.

6. Степень обязательности ГОСТ 34: полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ 34, по сути, являются методической поддержкой. Причем эта поддержка в значительной степени ориентирована на заказчика: в стандарте имеется набор требований к содержанию технического задания и проведению испытаний разработанной системы.

7.Ключевым документом взаимодействия сторон является техническое задание (ТЗ) на создание автоматизированной системы. ТЗ является основным исходным документом для создания автоматизированной системы и ее приемки, оно определяет важнейшие точки взаимодействия заказчика и разработчика.

ПРИМЕЧАНИЕ

Техническое задание разрабатывается организацией-разработчиком (по ГОСТ 34.602-89), но формально техническое задание выдает разработчику заказчик (по РД 50-680-88).

Согласно ГОСТ 34, автоматизированная система состоит из программно-технических, программно-методических комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечения.

Документы комплекса ГОСТ 34 определяют автоматизированную систему следующим образом:

ü «организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений - на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях» - РД 50-680-88;

ü «система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций» - ГОСТ 34.003-90. Таким образом, автоматизированная система рассматривается в первую очередь как персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами.

Различия между стандартами

1. Ни один из рассмотренных стандартов не является универсальным, описывающим все виды действий и задач, выполняемых в конкретных проектах. Такая ситуация, вероятно, объективно неизбежна для любых достаточно конкретных стандартов и фирменных методик.

2. Наиболее широкий набор процессов, действий и задач, охватывающий большинство возможных ситуаций при максимальной адаптируемости, содержится в стандарте ISO 12207. Он может служить примером хорошо организованного стандарта, содержащего минимум ограничений и конкретных рекомендаций. При использовании ISO 12207 детальные определения процессов, форм документов и т. п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики, которые могут быть использованы или не использованы в каждом конкретном проекте.

ГОСТ 34 достаточно полно и фундаментально определяет:

Ø систему как объект создания или развития;

Ø аналитические и при необходимости исследовательские работы, направленные на разработку обоснованной концепции автоматизированной системы;

Ø виды обеспечения системы, которые, в общем, согласуются с требованиями ISO 12207 к системе и программному обеспечению. организованного стандарта, содержащего минимум ограничений и конкретных рекомендаций. При использовании ISO 12207 детальные определения процессов, форм документов и т. п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики, которые могут быть использованы или не использованы в каждом конкретном проекте.

3. ГОСТ 34 достаточно полно и фундаментально определяет:

О систему как объект создания или развития;

О аналитические и при необходимости исследовательские работы, направленные на разработку обоснованной концепции автоматизированной системы;

О виды обеспечения системы, которые, в общем, согласуются с требованиями ISO 12207 к системе и программному обеспечению.

Материалы ГОСТ 34 почти так же, как и ISO 12207, а может быть, еще более четко определяют, что автоматизированная система — это в первую очередь люди, которые выполняют свои функции с помощью информационных техно­логий.

4. ГОСТ 34 благодаря своей комплексной ориентации на систему и обеспечению единой терминологии позволяет избежать ситуаций, в которых разработчики разных профессий (например, финансовые аналитики и проектировщики баз данных) «говорят на разных языках», от чего в итоге страдают цельность и глубина проработки проекта.

5. ГОСТ 34 и CDM в первую очередь ориентированы на действия по созданию и поддержке систем, a ISO 12207 — на приобретение и эксплуатацию систем (при этом разработка является процессом, логически вытекающим из приобретения).