Генетика и коэффициент интеллекта

Наследственность и окружающая среда

Функции мозга и интеллект

Функции мозга

В этом контексте представляет интерес исследование нервных коррелятов индивидуальных различий (Haier, Siegel, Nuechterlein, Hazlett, Wu, Pack, Browning & Buchsbaum, 1988). Эти ученые изучали записи ПЭТ во время выполнения абстрактного задания на рассуждение. Они обнаружили, что испытуемые с лучшими показателями обнаруживали меньшую ПЭТ активность. Этой наводит на мысль, что испытуемым с худшими результатами труднее выполнять то же самое задание. Как обработка информации указывает на ее скорость, так и эти данные предполагают, что различия в интеллекте могут отражать фундаментальные процессы. Имеется тенденция рассматривать такие результаты как поддерживающие нативистскую точку зрения, но фактически они нейтральны по отношению к спору о роли природы и воспитания. Некоторые люди могут потратить больше времени и усилий на решение проблемы либо из-за того, что они обладают меньшим опытом, либо из-за того, что им по наследству достались менее эффективные нервные структуры. Но в результате тренировки дети могут намного быстрее взрослых выполнять задания типа мысленного вращения.

Индивидуальные различия в основных факторах, таких как вербальная и пространственная способности, а также способность рассуждения, по-видимому, отражают скорость и легкость, с которыми протекают основные когнитивные процессы.

Р. Дж. Хэер (1993) и Рандольф Парке коллегами (1988) провели РЕТ-сканирование в то время, когда люди с высокими и низкими способностями выполняли познавательные задачи. Мозг у людей с высокими показателями менее активен (он меньше поедает глюкозы для выработки энергии). Связь между способностью выполнять определенную задачу и неврологической эффективностью справедлива, когда мы сравниваем более умных людей с менее умными или тех, кто имел больше возмож­ностей решить задачу, с теми, у кого было меньше таких возможностей.

Итак, оказалось, что корреляция IQ со средним вы­званным потенциалом либо вовсе отсутствует, либо она низка и поэтому неубедительна. Как бы там ни было, но продвижения в раскрытии биологической основы интеллекта пока нет. Этот провал означает, что интеллект в меньшей степени зависит от наслед­ственности, чем полагали некоторые ученые. И зада­чей будущего остается определить основные корре­ляты интеллекта.

Ясно, что рост в большой степени обусловлен генетическими факторами, и поэтому различия между людьми по росту имеют генетическую базу. Как мы можем выяснить, относится ли это и к человеческому интеллекту? Один из путей — проверить сходство между род­ственниками. Этот подход использовал еще Гальтон (например, Galton, 1869). Корреляция между IQ детей и их роди­телей равна +0,47. Корреляция между IQ братьев и сестер приблизительно та­кая же (Bouchard and McGue, 1981). Та­кая корреляция может означать насле­дуемость психических свойств, так как члены семьи очень похожи генетиче­ски. Но дети и родители живут в сход­ных социальных и финансовых услови­ях, и велика вероятность того, что они получат одинаковое образование. И то­гда их похожие IQ могут быть отнесены скорее к эффектам их одинакового существования, чем к их частично с падающим наборам генов.

Похожая неясность прослеживается и в другом направлении. IQ обычно стабилен во времени. Так, если в десять лет человек имеет IQ = 130, то в возрасте пятидесяти лет его IQ будет приблизительно таким же. Но стабильность коэффициента интеллекта, конечно, ни в коей мере не является доказательством того, что он — фиксированный и исключительно прирожденный. В той степени, в которой проявляется эта стабильность, отражает лишь то, что ребенок обычно по истечении времени остается примерно на одной и той же позиции по отношению к своим ровесникам. Это происходить вследствие того, что положение ребенка с течением лет остается в значительной степени одним же. Если ребенок родился в трущобах, то вероятность того, что и в 15 лет будет жить там же, очень велика.

Изучение близнецов. Однояйцевые близнецы происходят из одной оплодо­творенной яйцеклетки. На ранних ста­диях развития это яйцо делится на две части — точные копии друг друга, и из них развиваются два генетически оди­наковых человека. Двуяйцевые близнецы появляются из двух разных яйцекле­ток, каждая из которых оплодотворена отдельным сперматозоидом. Следова­тельно, генетическое сходство между двуяйцевыми близнецами такое же, как между простыми братьями и сест­рами.

Поэтому интересен тот факт, что IQ однояйцевых близнецов очень высо­ко коррелируют друг с другом (+0,86); для двуяйцевых близнецов корреля­ция тоже положительная, но она ощу­тимо ниже — примерно +0,60 (Bou­chard and McGue, 1981).

Корреляции между IQ у родственников

Степень родства г
Однояйцевые близнецы +0,86
Двуяйцевые близнецы +0,60
Братья и сестры +0,47
Дети и биологические родители, которые их воспитывали +0,42
Усыновленные дети и их биологические родители +0,31
Усыновленные дети и приемные родители +0,17

Учитывая эти обстоятель­ства, мы предполагаем наличие сильно­го генетического компонента в обусловливании IQ. Правда, могут быть возра­жения, что пара близнецов (любого из двух типов) растет в одном и том же окружении, так что они совпадают в смысле воспитания, образования и соци­ального положения. Но даже в условиях такого совпадающего окружения боль­шее генетическое сходство (как в случае с однояйцевыми близнецами) ведет к большему интеллектуальному сходству. Однако здесь нам нужно быть осто­рожными: однояйцевые близнецы более похожи генетически, чем двуяйцевые. Но ведь у однояйцевых близнецов мо­жет быть более сходная окружающая среда, чем у двуяйцевых, и, возможно, именно это влечет за собой большее сходство IQ. Очевидно, что однояйцевые близнецы выглядят очень похоже, и это может провоцировать людей обращаться с ними абсолютно одинаково. Например, у родителей и учителей могут разви­ваться одинаковые ожидания по отно­шению к ним. Двуяйцевые близнецы, напротив, внешне похожи не больше и не меньше, чем обычные братья и сест­ры, и поэтому они могут вызывать у других людей более дифференцирован­ные реакции — с различными ожида­ниями, разными стилями взаимодейст­вия и т. д. Это обстоятельство ставит под сомнение корректность сравнения двуяйцевых и однояйцевых близнецов (Anastasi, 1971; Kamin, 1974).

В исследованиях, направленных на поиск решения этого вопроса, более 300 близнецов были классифицированы на одно- и двуяйцевых по двум критери­ям. Один из них — надежный и объек­тивный метод оценивания генетическо­го сходства путем сравнения двенадца­ти характеристик группы крови. Чтобы близнецы были признаны однояйцевы­ми, они должны совпадать по всем две­надцати характеристикам. Другой кри­терий включал в себя собственное мне­ние близнецов о том, какие они — однояйцевые или двуяйцевые. Это мне­ние предположительно строится на том, насколько одинаково они думают о се­бе и насколько одинаково они чувству­ют то, как с ними обращаются. Удиви­тельно, но эти субъективные суждения часто не совпадают с биологическими данными, выявленными с помощью анализа крови (если случилось так, что двуяйцевые близнецы внешне очень по­хожи, то они могут считать, что они од­нояйцевые, хотя это и не соответствует действительности). В этой связи право­мерен такой вопрос: какой из этих двух путей классификации близнецов лучше предскажет нам сходство в баллах по интеллектуальным тестам — одинако­вые гены или одинаковые внешние про­явления (и более похожая, вследствие этого, окружающая среда)? Когда клас­сификация проводилась с помощью анализа крови, то однояйцевые близне­цы больше походили друг на друга, дублируя тем самым результаты других исследований. Но когда классификация была основана на их собственных суж­дениях, этот эффект значительно ослаб­лялся. Отсюда следует, что большее сходство однояйцевых близнецов в от­ношении интеллекта — это не просто артефакт их одинаковой окружающей среды это явление генетически обусловлено, по крайней мере, частично (Carter-Saltzman, 1979).

Еще более убедительные результат получены при исследовании близнецов, воспитанных по отдельности. Миннесотский исследовательский центр изучал более 50-ти близнецов, которые были разделены в раннем детстве; в годы, когда они формировались, их воспитывали отдельно друг от друга. Тест академических способностей показал, что корреляция между результатами таких близнецов составляет примерно +0,75, то есть она не меньше, чем корреляции для однояйцевых близнецов, выросших вместе (Bouchard et al., 1990; МсСиЛ al., 1993). Исходя из этих фактов, можно предположить, что абсолютно одинаковые генотипы ведут к большему интеллектуальному сходству, даже если люди выросли в значительно отличающихся друг от друга условиях.

Усыновленные дети. Другая группа доказательств была получена при исследовании особенностей усыновленных детей. Одно из исследований охватило 300 детей, которые были усыновлены сразу же после рождения (Horn, 1 and Willerman, 1979, 1982; Horn). Позднее, когда этих детей тестировав оказалось, что корреляция между коэффициентом их интеллекта и коэффициентом интеллекта их биологических отцов и матерей (которых они никогда не видели) выше, чем соответствующая корреляция между ними и их приемными матерями: +0,31 против +0,17 (Homi Loehlin, and Willerman, 1979). Другие исследования показали, что такое сотношение устойчиво сохраняется в подростковом возрасте (Skodak and Skedil 1949). Итак, мы снова видим, что генетические факторы влияют на одинаковость интеллектуальных проявлений: следовательно, генетика имеет большее влияние на интеллект, чем факторы окружающей среды.