Элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий

Когнитивные теории интеллекта

Лекция 26. Измерение интеллекта - 2.

Резюме: .

Основная литература к главе 25

Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПерСе, 2002, с. 241-282

Дополнительная литература к главе 25

Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. М., 1957, № 3, с. 41-47

Психология мышления: Сборник переводов / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965

Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1966

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979

Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982

Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966

Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981

Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987

Тихомиров О.К. Психология мышления. Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр» Академия», 2002.

Будут рассмотрены следующие вопросы:

5. Когнитивные теории интеллекта.

6. Наследственность и окружающая среда.

Некоторые исследователи предпола­гают, что широкая шкала различий в интеллектуальных способностях проис­текает из неких сугубо низкоуровневых когнитивных операций. Умение произ­водить эти операции — это далеко не то, что мы обычно понимаем под ин­теллектом. Но эти низкоуровневые опе­рации снова и снова используются в интеллектуальной деятельности, и та­ким образом они могут являться со­ставными кирпичиками этой деятель­ности.

Если обработка информации проходит последовательные стадии, на каж­дой из которых выполняются уникальные операции, то человеческий ум можно рассматривать как компонент человеческого интеллекта, взаимо­действующий с обработкой информации. В сущности, именно так пред­ставляют себе ум человека когнитивные психологи, придерживающиеся информационного подхода к познанию.

Общим для теоретических воззрений Э. Ханта и Р. Стернберга является критическое отношение к традиционным тестовым теориям интеллекта. Так, утверждается, что интеллектуальные возможности человека не могут быть описаны единственным показателем в виде IQ (подобно росту или весу) и что IQ как сумма оценок на некотором множестве тестов скорее суть статистическая условность, чем показатель индивидуального интел­лекта. В качестве основного проводится положение о том, что альтерна­тивой психометрическому подходу должно стать изучение элементарных информационных процессов (микрооперациональных когнитивных актов, связанных с оперативной переработкой текущей информации и лежащих в основе решения задач). Исследовательские усилия, таким образом, со­средотачиваются на изучении тех когнитивных процессов, которые обус­ловливают и позволяют объяснить индивидуальные различия в успешно­сти выполнения традиционных интеллектуальных тестов.

Интерес к механизмам преобразования информации, стоящим за конеч­ным результатом интеллектуальной деятельности, в значительной мере сложился под влиянием так называемой компьютерной метафоры — пред­ставления о возможности анализа процессов работы человеческого интел­лекта по аналогии с процессами в компьютере.

Прием, разработанный Э. Хантом для изучения механизмов интеллек­та, был назван им когнитивным корреляционным методом. Суть его заклю­чается в том, что показатели отдельных элементарных когнитивных про­цессов (например, скорости переработки лексической информации) соот­носятся на уровне корреляционного анализа с показателем психометриче­ского теста в виде IQ, с тем чтобы можно было определить, как эффектив­ность этого базового информационного процесса сказывается на индиви­дуальных различиях в исполнении определенного вербального теста.

Так, в одном из экспериментов Ханта испытуемым предъявлялись пары букв (А и а', А и А; а и а). Быстрота установления одинаковости названий букв при их физическом несходстве и а) интерпретировались как скорость пе­реработки лексической информации. Показатели этого элементарного ин­формационного процесса, как правило, были выше у испытуемых с высо­ким уровнем вербальных способностей [Hunt, Lunneborg, Levis, 1975].

Впоследствии Хант продемонстрировал индивидуальные различиям способах кодирования информации, которые также оказались связанными с успешностью выполнения психометрических тестов. Испытуемым) предъявлялась фраза типа «плюс выше звездочки» и картинка + (либо +) с требованием оценить, соответствует ли смысл фразы заданному на картин­ке соотношению элементов. Выяснилось, что в данных условиях обнару­живают себя две формы репрезентации этой простейшей проблемной си­туации: одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с помощью соответствующего лингвистического суждения и затем соотноси­ли его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создава­ли образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»). Факты свидетельствовали, что вербализаторы имеют более высокие оцен­ки на вербальных тестах, визуализаторы, напротив, — на пространствен­ных тестах [Hunt, 1983].

Р. Стернберг проводил свои экспериментальные исследования в рам­ках когнитивного компонентного метода, ориентированного на анализ не­посредственно самого процесса выполнения определенного интеллекту­ального теста (например, теста вербальных аналогий, включающего зада­ния типа «Вашингтон относится к цифре 1, как Линкольн — к цифрам: 5; 10; 15; 20» с требованием выбрать правильный вариант ответа). Задача заключалась в том, чтобы определить, какие выделенные элементарные информационные процессы и в какой мере оказывают влияние на индивидуальную успешность исполнения соответствующего вербального теста.

По данным Стернберга, процесс поиска правильного ответа в тесте аналогий включает пять более элементарных информационных процес­сов: декодирование (перевод стимула во внутреннюю ментальную репре­зентацию в виде развертывания значения основных слов); умозаключение (нахождение возможной связи между первым и вторым элементами пер­вой половины аналогии); сравнение (нахождение правила, связывающе­го две половины аналогии); проверка (уточнение правильности обнару­женных связей применительно ко второй половине аналогии); построе­ние ответа (правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн — на банкно­те в 5 долларов).

Это исследование позволило Стернбергу установить два интересных факта. Во-первых, время, затрачиваемое испытуемыми на процесс ре­шения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование, 12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — от­вет. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя по объему затраченного времени, играет особую роль в организации процесса поиска решения. Во-вторых, испытуемые, имевшие более вы­сокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информа­ции [Sternberg, 1986].

Исследования Э.Б.Ханта и других важны по нескольким причинам. Во-первых, они показывают, что информационный подход обеспечивает мно­го процедур, удобных для изучения человеческого интеллекта. Возможно, что некоторые из секретов других параметров интеллекта (кроме вербаль­ных способностей) — таких как математические способности, простран­ственные способности или, возможно, даже общий интеллект — удастся описать в терминах достаточно простых когнитивных процессов и меха­низмов. Во-вторых, не исключено, что КП связана с вербальной составля­ющей интеллекта не потому, что интеллект критически зависит от коли­чества элементов, удерживаемых в КП, но потому, что простые когнитив­ные процессы и операции, которые зависят от КП и ДП, такие как опреде­ление названия буквы или удержание в памяти слога из трех букв, зави­сят от индивидуальных различий в интеллекте.