Стадия сенсомоторного интеллекта

Стадии развития по Пиаже

Согласно Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода развития: стадия сенсомоторного интеллекта (от рож­дения до 2-х лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет ); стадия конкрет­ных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).

Сенсомоторный интеллект(от лат. sensus - чувство, ощущение + motor - двигатель и intellectus – ум) - стадия развития интеллекта (от рождения до 2 лет). Предшествует периоду интенсивного овладения речью. На этой стадии, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Это - практические действия с объектами приводят к формированию “схем действия”, навыков оперирования с объектами. “Группировку” составляют движения ребенка.

Сенсомоторным называется интеллект, разворачивающийся в действи­ях с внешними предметами. Пиаже противопоставлял ему интеллект ре­презентативный, связанный с оперированием ментальными сущностя­ми — образами, словами, символами. В первые два года жизни ребенка интеллект развивается в плане совершенствования действий с внешни­ми предметами. Лишь после двухлетнего возраста начинает развиваться репрезентативный, или символический интеллект.

Стадия сенсомоторного интеллекта занимает первые два года. На протяжении этой стадии у детей формируются схемы, позволяющие осмыслять физический мир, — например, возникает понятие объекта как постоянного атрибута мира.

На сенсомоторной стадии развития, включающей шесть субстадий, ин­теллект ребенка претерпевает огромные изменения.

Субстадия 1. Упражнение рефлексов = рефлексы (от рождения до 6 недель). Связь младенца с ми­ром осуществляется с помощью рефлексов, например, сосательного, хва­тательного, глазодвигательного.

Субстадия 2. Первые навыки и первичные круговые реакции = первичные циркулярные реакции (6 недель — 4мес.). Первые навыки, например, сосание пальца, поворот головы на звук.

Циркулярные реакции(от лат. circularis - круговой + греч. grapho - пишу) - повторение таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (2-4 мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки; вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих изменений.

Субстадия 3. Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения = вторичные циркулярные реакции (4—8мес.). Целенаправлен­ное поведение, например, зрительно контролируемое дотягивание до объекта.

Субстадия 4. Стадия «практического» интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия = координированные вторичные циркулярные реакции (8—12 мес.). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление имитации, жестов и слов. На­чало практического интеллекта.

Субстадия 5. Третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей = третичные циркулярные реакции (12—18мес.). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привыч­ные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».

Субстадия 6. Ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане = Репрезентация (18—24мес.). Способность к символизации, подражанию; попытки символических игр.

Именно на стадии сенсомоторного интеллекта появляется концепций объектного постоянства как показатель появления способности репрезентации реальности в ментальном плане. Доказательством формирования репрезентаций у детей к концу сенсомоторной стадии Пиаже считал по­явление символических функций: имитации, речи, символической игры. Без концепции постоянства объектов трудно понять мир, в котором объек­ты прекращают существование, когда мы не воспринимаем их. Мы пола­гаем существование объектов и людей независимо от нашего взаимодей­ствия с ними.

Пиаже считал, что маленькие дети не обладают способностью понимать постоянство объекта. Мать, вышедшая из комнаты, или игрушка, упавшая из кроватки, не только означают «с глаз долой — из сердца вон», но и прекращают существовать для ребенка [Флейвелл, 1967].

Знания о мире конструируются посредством моторной активности, которая связывает ребенка с окружением. Пиаже полагал, что процесс понимания постоянства объекта происходит постепенно путем научения в течение всего сенсомоторного периода. В основе научения концепции постоянства объектов лежат изменения в схемах, где главная роль принадлежит интеграции сенсорных и моторных процессов. Появление концепции объекта означает формирование репрезентации объекта, т.е. указывает на возникновение ментальной структуры. Показателем в развитии концепции постоянства объекта, по Пиаже, являются поисковые реакции младенцев в ответ на исчезновение объекта из поля зрения.

Интеллектуальное развитие в первые два года жизни отличается прин­ципиальными достижениями. Младенец, активно взаимодействуя со средой, проходит путь от рефлекторных реакций на воздействия к организа­ции сенсорного и моторного взаимодействия для приспособления и через интериоризацию первоначальных схем действий приходит к образованию репрезентации мира, выражающейся в возможности использовать символические мыслительные процессы, которые являются предпосылкой следующих быстрых изменений в мышлении ребенка.

Таблица. Развитие поискового поведения на сенсомоторной

Возраст Поисковое поведение
0—4 мес Нет зрительного и мануального поиска
4—8 мес Поиск частично скрытого объекта
8—12 мес Поиск полностью скрытого объекта
12-18 мес Поиск после видимых перемещений объекта
18-24 мес Поиск после скрытых перемещений объекта

Дооперациональное мышление(от лат. орeratiо - действие) - стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7-8 лет, которая характеризуется началом формирования символической функции, позволяющей различать обозначаемое и обозначающее и - на этой основе - выступающей основной плана представления. Это - овладение символическими средствами (речью, знаками), мышление еще непосредственно связано с “материалом”, наблюдаемыми результатами действий. Мышление эгоцентрично. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи.

Овладение речью переводит развитие ребенка в новый план. В годовалом возрасте средние европейские дети становятся способными говорить отдельные слова, а примерно в два года — первые предложения, сначала двухсловные, а потом и трехсловные. Параллельно появляется употребление символов, в частности символическая игра. Для развития интеллекта открывается новое поле — не только действия с внешними предметами, но и область внутреннего: слов, образов, символов. Интеллект, раз­вивающийся в этой открывшейся области, Пиаже называет репрезентативным или символическим. К семи годам в репрезентативном интеллекте складываются конкретные операции.

За счет использования символов ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие сохранения, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен его собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.

Вторая стадия — кооперационная. В отличие от млад­ших детей, в этот период дети уже могут оперировать первичными знаниями о мире, но эти умственные процессы интуитивны, им не хватает систематизации, Например, 4-летний ребенок, которого попросили описать его рисунок фермы и нескольких животных, сказал: «Вот это дом, где живут животные. Я живу в доме. Мои мама и папа тоже. Это лошадь. Я видел лошадей по телевизору. У вас есть телевизор?»

Пиаже разделил дооперациональный период на два субпериода:

- доконцептуальный (2—4 года),

- интуитивный (4—7 лет).

На доконцептуальной субстадии наблюдается быстрое развитие символических функций, выражающееся в развитии языка, воображения, способности действовать «понарош­ку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кор­мить куклу палочкой, как ложкой; укладывать спать на кусочек материи, как на подушку, и т.п. На интуитивной субстадии ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объек­тов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые суще­ственно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта: эгоцентризм детского мышления и анимизм (одушевление неживой природы).

Детский анимизм (от лат. anima – душа) - представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М.Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5-летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально-когнитивным развитием.

Вот типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий детский анимизм.

Пиаже: Солнце движется?

Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.

Пиаже: Почему оно движется?

Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.

Пиаже: Почему оно идет?

Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы говорим.

Пиаже: Оно живое?

Ребенок: Конечно, если это было бы не так, то оно бы не ходило за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 1993]).

Эгоцентризм детского мышления проявляется на дооперациональной стадии также в неспособности ребенка видеть вещи с точки зрения друго­го человека.

Центрация (от греч. kentron - средоточие) - затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. В процессе развития интеллекта предстает как свойства «эгоцентризма» и поглощенности перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов.

Наиболее ярко данная особенность видна в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера стоял в центре стола, вокруг которого рас­полагались стулья. Ребенок сидел на одном из стульев, а кукла — на дру­гом. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам, какой именно вид гор видит кукла с ее позиции. Верные решения были доступны только детям 9—10 лет.

Еще один пример эгоцентризма — в решении простой логической за­дачи ребенком 4-х лет: «У тебя есть брат» — «Да». «Как его имя?» — «Джим»! «У Джима есть брат?» — «Нет».

Пиаже показал также ряд других любопытных трудностей, с которыми сталкиваются дети дооперациональной стадии при решении задач.

Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сериацию. Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью, например, разложить палочки по их длине. Пиаже давал детям десять палочек различной длины и просил детей разложить их в порядке возрастания (faire 1'echelle). Дети да 7 лет складывают в порядке возрастания 2—3 палочки, затем в другом месте — еще 2—3 палочки. Обнаружив нестыковку, они разрушают полученные кучки, складывают новые, которые, однако, тоже оказываются недостаточными. Только в 7 лет детям удается производить систематическую сериацию объектов.

Ограничения мышления обнаруживаются и в задачах классификации (установление отношений класс—подкласс). Если ребенку давали семь игрушечных собачек и трех кошек, и спрашивали, кого больше: собак или кошек, ребенок отвечал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.

Пиаже считал, что дети способны освоить операции классификации и сериации только на стадии кон­кретных операций.

Важным достижением при завершении стадии дооперациональной мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, позволяющая видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет игнорировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и различать за ними неизменность и непрерывность существования. Сохранение относится к разным атрибутам объектов, например, массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми пяти—шести летнего возраста, демонстрирующие несформированности понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.