Эксперименты Л.Брукса.
В последующих экспериментах было показано, что имеется структурное и функциональное подобие между перцептивными и ментальными образами. Важные свойства ментальных образов, в частности то, что при ментальном манипулировании сохраняются пространственные характеристики объектов, иллюстрируют следующие эксперименты. Как в перцептивном образе, так и в ментальном сохраняются прежде всего пространственные (топологические) характеристики объекта.
Этот вывод был сделан Л.Брукс (Brooks, 1968). Пытаясь разрешить этот вопрос, непосредственно относящийся к гипотезе двойного кодирования: обрабатываются ли вербальная и пространственная информация в раздельных, модально-специфичных системах — или вся информация обрабатывается на абстрактном уровне? Он воспользовался экспериментальной ситуацией, в которой он создавал конфликт между активацией памяти и ответом испытуемого. Он просил своих испытуемых визуально или мысленно обвести по контуру букву F. Одновременно с этим испытуемые должны были выполнять вторую задачу, включающую пространственные компоненты. Было показано, что наибольшая интерференция происходит в том случае, когда требуется одновременно выполнять две задачи, адресованные образному коду, по сравнению с ситуацией, когда интерферирующая задача является вербальной.
Так, в одной задаче Брукс предъявлял испытуемым предложение на слух, например: "Птица в руке — не та, что в кустах". Затем испытуемых просили классифицировать каждое слово последовательно как существительное или не-существительное. В вышеприведенном примере ответы должны быть "да" для "птицы" (существительное), "нет"— для "в" (не-существительное) и т.д. Полный набор правильных ответов для всего предложения будет такой: да, нет, да, нет, нет, да. Ответы указывались тремя способами: устно, постукиванием правой и левой рукой и указанием на листе букв "Y" (Yes) "N" (No).
В другой задаче Брукс показывал испытуемым рисунок буквы (схема) и затем предлагал им по памяти охарактеризовать каждый из углов по тому, принадлежит он или нет к экстремумам (верхней или нижней линии этой буквы). Начиная от левого нижнего угла и двигаясь по часовой стрелке по контуру буквы, получается последовательность "да, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, нет, да". В двух других условиях эксперимента испытуемые отвечали (как и в вышеупомянутом эксперименте), постукивая левой или правой рукой или указывая на написанные на листе буквы "Y" или "N".
Эти эксперименты основывались на предположении, что если ответ испытуемого, основанный на определенной модальности, разрушительно действует на память об одном типе материала, но не затрагивает память о другом, значит эта (разрушенная) память была в той же модальности, что и модальность ответа. Когда испытуемого просят вспомнить предложение в артикулированной форме, вербальный ответ (например, "Да" или "Нет") должен вступить в конфликт с обработкой этой информации. С другой стороны, ответ в иной модальности (например, указание или постукивание) не должен вызывать конфликтов и поэтому потребует меньше времени. Та же логика относится к воспроизведению деталей контурной буквы F —здесь конфликт при воспроизведении должен происходить тогда, когда испытуемого просят указать "Y" или "N" (поскольку для этого требуется зрительный контроль).
Результаты экспериментов подтверждают предсказания, основанные на конфликте модальностей. Рассмотрим сначала устный ответ. В случае классификации на существительные и не-существительные для устного ответа требуется в среднем 13.8сек, тогда как в случае контурной буквы это занимает в среднем 11.3 сек.
Еще более яркие результаты получены при ответе путем указания. При классификации экстремальных углов на схеме буквы указание ответов "Y" или "N" требовало 28.2сек, а для указания ответов при определении существительных и не-существительных требовалось 9.8сек. Данные Брукса хорошо подтверждают, что 1) мы можем обращаться к памяти для генерации зрительных и слуховых воспоминаний и 2) воспроизведение информации конкурирует с ответом, когда они имеют одну модальность.
Таким образом, на схемы буквы испытуемые тратили намного больше времени при условии указывания, чем при любом другом условии. При работе с предложениями этого не наблюдалось. Очевидно, сканирование бланка с позициями "Y" и "N" противоречит сканированию умственного множества. Таким образом, этот результат подтверждает вывод о том, что, когда испытуемые сканируют умственное множество, они сканируют репрезентацию, аналогичную физическому множеству. Если заставить испытуемого одновременно выполнять конфликтующие действия сканирования на внешнем физическом множестве, это создаст большие помехи для умственного сканирования. Иногда считают, что результат Брукса был обусловлен конфликтом между выполнением зрительной задачи на указывание и сканированием зрительного образа. Но результаты дальнейших исследований показывают, что помехи создаются не самим по себе зрительным характером задачи. Скорее, проблема связана с пространственным восприятием, а не со зрением и является результатом несовместимых направлений, в которых испытуемые должны были сканировать физическое множество в сравнении с умственным образом. Например, в другом эксперименте Брукс обнаружил свидетельства подобного конфликта, когда испытуемые закрывали глаза и давали ответы «да» или «нет», сканируя пальцами множество рельефных Y и N, подобных бланку с позициями "Y" и "N". В этом случае фактические стимулы были тактильными, а не зрительными. Таким образом, это не визуальный, а пространственный конфликт.
Результаты эксперимента, который провели Бэдделей и Либерман (см. Baddeley, 1976), также подтверждают, что интерференция в исследовании Брукса объясняется пространственными, а не зрительными факторами. Все испытуемые выполняли задачу Брукса с образом буквы, кроме того, они одновременно выполняли еще одну задачу: либо зрительную, либо на пространственный образ. Так испытуемые в одной группе одновременно контролировали последовательность стимулов двух возможных яркостей. Они должны были нажимать ключ всякий раз при появлении более яркого стимула. (Эта задача включала в себя обработку зрительной, а не пространственной информации.) В другой группе испытуемым завязывали глаза и сажали их перед маятником, который они должны были отслеживать лучом карманного электрического фонаря. Маятник издавал звук и содержал фотоэлемент. Когда они попадали на цель, частота тона менялась, обеспечивая тем самым испытуемых слуховой обратной связью. В этой задаче испытуемые обрабатывали пространственную, но не визуальную информацию. Задача на пространственное слуховое слежение приводила к гораздо большему ухудшению выполнения задачи на сканирование образа, чем задача на оценку яркости. В этом случае, когда требовалась одновременная обработка пространственной слуховой информации, в задаче с образом буквы возникала гораздо большая интерференция, чем в тех условиях, где требовалась оценка яркости. Эти результаты показывают, что интерференция в задаче Брукса была пространственной, а не зрительной и что сформированные испытуемыми образы являются аналогами пространственной репрезентации.
Важность различия между пространственными и зрительными признаками образов подтверждена и другими исследованиями. Пространственные репрезентации не привязаны к зрительной модальности, к ним также можно получить доступ тактильным или слуховым путем. По-видимому, имеется общая пространственная репрезентация, которая может получать информацию любой модальности. С другой стороны, некоторые аспекты зрительного опыта, например цвет, уникальны для зрительной модальности и кажутся совершенно отличными от пространственной информации. Интуитивно кажется, что образы включают в себя и пространственный, и зрительный компоненты.