Случайное и намеренное запоминание

По-видимому, не имеет значения, собираются ли люди заучивать материал; скорее, важно то, как они обрабатывают материал. Это показано в эксперименте Т.Хайда и Дж.Дженкинса (1973). Испытуемые видели группы из 24 слов, предъявлявшиеся со скоростью 1 слово за 3 с. Испытуемых одной группы просили проверить, имелась ли в каждом из этих слов буква «е» или «г». Испытуемых другой группы просили оценить приятность слов. Эти две задачи назывались задачами на ориентировку. Разумно допустить, что оценка приятности предполагала более осмысленную и глубокую обработку, чем задача на проверку букв. Другая экспериментальная переменная состояла в том, сообщалось ли испытуемым, что истинная цель эксперимента состояла в запоминании слова. Половине испытуемых в каждой группе сообщали об истинной цели эксперимента. Эти испытуемые, как считалось, находились в условии намеренного запоминания. Испытуемые другой половины в каждой группе, которые считали истинной целью оценку слов или проверку букв, как предполагалось, находились в условии случайного запоминания. Таким образом, в целом имелось четыре условия: «приятность — намеренное», «приятность — случайное», «проверка букв — намеренное», «проверка букв — случайное».

По окончании изучения списка всех испытуемых просили вспомнить как можно больше слов. В табл. результаты эксперимента Хайда и Дженкинса представлены в процентах.

  Оценить приятность Проверить буквы «е», «г»
Ненамеренное
Намеренное

Примечательны два результата. Во-первых, знание испытуемыми цели запоминания слов оказывало сравнительно малое влияние. Во-вторых, отмечалось большое влияние глубины обработки; испытуемые обнаружили намного более высокие результаты вспоминания в условии оценки приятности, независимо от того, ожидали ли они, что их проверят на вспоминание материала позже. При оценке слова на приятность испытуемые должны были думать о его значении, что дало им возможности больше работать над словом.

Эксперимент Хайда и Дженкинса: то, намеренно человек запоминает что-либо или нет, имеет очень небольшое значение (1964). Важно лишь, как человек обрабатывает материал при его предъявлении. Если он, не намереваясь запомнить материал, выполняет те же умственные действия, как и при намеренном запоминании, он одинаково хорошо запоминает материал в обоих условиях. Люди обычно обнаруживают лучшую память, когда намерены запомнить материал, потому что они, вероятно, выполняют действия, более способствующие хорошему запоминанию, такие как усложненная обработка и повторение.

Имеется интересный будничный пример отношений между намерением запоминать и типом обработки: по утверждениям многих студентов, они обнаруживают, что легче запомнить материал из романа, который они не пытаются запомнить, чем материал из учебника, который они пытаются запомнить. Причина состоит в том, что студенты находят, что типичный роман намного легче додумать, и хороший роман предполагает такие усложнения (например, почему подозреваемый отрицал, что он знал жертву?).