ОМСК 2009

ЧАСТЬ 1

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

В. М. ВОЛКОВ

ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Бесконечно трудно слушать сегодня новости. Среди них
столько плохих, что кажется порой - хорошие просто не су-
ществуют. Кровь, смерть, страдания десятков и сотен людей -
равнодушная реальность каждого дня. Что можно противо-
поставить ей? Какую силу можно мобилизовать против этой
силы человеческой нелюбви к жизни?

Наука становится смешной и беспомощной перед своими же собственными созданиями - теориями, идеями, воплощенными в лозунги и средства массового уничтожения. Моя любимая наука о человеке тем более безоружна, ее легко можно поставить на колени одним словом - «польза». Так бывало уже не раз и происходит, к сожалению, сейчас.

Знание о человеке, которое дает мне жизнь, не приносит ожидаемой радости. Часто с нескрываемым трепетом я говорю себе: «Великая наука - психология». Бывает это тогда, когда человек ведет себя так, как уже предвидится, понимается, «вычисляется»...

Хочется знать о человеке больше, как можно больше, это очень интересно, очень... И вдруг в один прекрасный момент понимаешь, что нового знания не возникает - все повторяется, все узнаваемо... Не может быть - останавливаешь себя, оправдываешь усталостью. Оказывается, может, может быть повторение - это законы жизни дают о себе знать, законы, которые хотелось бы не только чувствовать, но и рассказать о них другим, как делали это испокон веков все, имеющие голос. Вот я и попробовала это сделать...

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .............................................................................................3

Глава 1. Что такое возрастная психология?.........................................5

Глава 2. В которой кое-что о прогрессе .............................................31

Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди людей................................................65

Глава 4. Я-это.....................................................................................85

Глава 5. Мы так похожи, или другие - это...................................... 123

Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая) ......... 177

Глава 7. О жизни и смерти................................................................. 187

Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь,

или о педагогических позициях..........................................235

Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский............^255

Глава 10. Нормальный человек - это.................................................299

Глава 11. О культуре и субкультуре ...................................................357

Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).................... 373

Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)............................................... 429

Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..............................................445

Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе») ..469
Глава 16. О подростках (13-17 лет) ...................................................505

Глава 17. О юности (18-22 года) ........................................................537

Глава 18. О взрослении (23-30 лет)....................................................551

Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)....................................577

Глава 20. О зрелости (36-50 лет)........................................................ 599

Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет),.......................................625

Глава 22. О старости (старше 65 лет).................................................. 641

Очень краткое послесловие.................................................................662

 

 


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

__________________________

 

В. М. Волков

 

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

ЧАСТЬ 1

 

Конспект лекций

 

 

Омск 2009

УДК 621.753:389

ББК 30.10:34.417.2

В67

 

Волков В. М.Метрология, стандартизация и сертификация.Часть 1: Конспект лекций / В. М. Волков; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 60 с.

Первая часть конспекта лекций содержит некоторые исторические сведе­ния по созданию метрической системы мер, разработке и совершенствованию эталона метра, теоретические положения, лежащие в основе Единой системы допусков и посадок, а также описание конструкций и расчет размеров калибров.

Изложены порядок расчета и выбора допусков и предельных отклонений отверстий и валов, сведения о посадках и их выборе, приведено описание систем отверстия и вала, представлены методы и приведены основные формулы по расчету размерных цепей.

Предназначены для студентов 2-го и 3-го курсов специальностей 120100 – «Технология машиностроения», 150700 – «Локомотивы», 150800 – «Вагоны», 190200 – «Приборы и методы контроля качества и диагностики» очной формы обучения, а также для студентов соответствующих специальностей заочного факультета.

 

Библиогр.: 9 назв. Табл. 4. Рис. 28.

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор А. А. Кузнецов;

канд. техн. наук, доцент В. Б. Масягин.

 

 
 


© Омский гос. университет

путей сообщения, 2009

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Введение 5

1. Метрология. 5

1.1. Универсальная мера. 6

1.2. Метрическая система мер. 7

1.3. Эталоны метра. 11

1.4. Цели и задачи метрологии. 14

2. Основные понятия о размерах, допусках и отклонениях. 16

2.1. Виды деталей и размеров. 16

2.2. Ряды предпочтительных чисел (ГОСТ 8032-84) 17

2.3. Предельные отклонения. 19

2.4. Условное обозначение допусков и расположение полей допусков. 20

3. Единая система допусков и посадок (ЕСДП) 21

3.1. Допуски. 21

3.2. Основные отклонения валов. 24

3.3. Основные отклонения отверстий. 25

3.4. Посадки в ЕСДП.. 27

3.4.1. Подвижные посадки (посадки с зазором) 28

3.4.2. Неподвижные посадки (посадки с натягом) 30

3.4.3. Переходные посадки. 33

3.4.4 Выбор посадок. 35

3.5. Системы допусков и посадок. 36

3.5.1. Система отверстия. 36

3.5.2. Система вала. 37

3.5.3. Применение систем. 38

3.6. Обозначение точности размеров. 39

3.6.1. Точность посадочных размеров. 39

3.6.2. Точность свободных размеров. 40

3.7. Принципы построения ЕСДП.. 42

4. Гладкие предельные калибры.. 43

4.2. Калибр-пробки. 44

4.3. Калибр-скобы.. 44

4.3. Контрольные калибры.. 45

4.4. Расположение полей допусков калибров. 45

5. Размеры цепи. 48

5.1. Классификация размерных цепей. 50

5.2. Основные соотношения размерных цепей. 51

5.3. Способы расчета размерных цепей. 53

5.3.1 Способ равных допусков. 53

5.3.2 Способ равноточных допусков. 54

5.4. Задачи и методы расчета размерных цепей. 55

5.4.1. Метод максимума – минимума (полной взаимозаменяемости) 56

5.4.2. Вероятностный метод. 56

5.4.3. Метод групповой взаимозаменяемости (селективная сборка) 57

5.4.4. Метод регулирования. 57

5.4.5. Метод пригонки и совместной обработки. 58

Библиографический список. 59


ВВЕДЕНИЕ

 

Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измере­ния и сертификация являются теми компонентами, которые обеспечивают над­лежащее качество продукции, работ и услуг. На основе стандартизации сфор­мированы принципы и нормативные документы взаимозаменяемости, метроло­гии, систем управления качеством и сертификации.

Качество изделий машиностроения, как и любого другого вида продукции, является физической категорией, зависящей от множества конструкторских, технологических и организационно-технологических факторов, проявляющихся на этапах жизненного цикла изделия.

Установлено, что до 90 % эксплуатационных свойств деталей изделий машиностроения может быть достигнуто за счет соответствующего нормирования точности геометрический параметров элементов деталей и их поверхности и достаточно полно идентифицировано комплексом физико-химических свойств поверхностных слоев и геометрических параметров поверхностей изделий.

К таким эксплуатационным свойствам следует отнести взаимозаменяемость деталей сборочных единиц, износостойкость трущихся поверхностей, долговечность, герметичность и прочность соединений и др.

Существенную роль в решении этих задач играет комплексная обще-инженерная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация».

Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения этой дисциплины, помогут студентам пользоваться государственными стандартами при нормировании точности геометрических параметров гладких цилиндрических и типовых деталей и сборочных единиц исходя из эксплуатационных требований к качеству поверхностей, обозначать их на рабочих чертежах, а также выполнять необходимые расчеты размерных цепей.