Объем кратковременной памяти: Саймон и Баддели

Г.Саймон (1974) подверг проверке гипотезу Миллера о делении памяти на отрезки путем изучения объема памяти на слова и фразы. Количество отрезков, которое оказалось возможным припомнить, равнялось семи для слов, состоящих из одного-двух слогов, но снижалось до четырех для двухсловных фраз и до трех — для восьмисловных фраз. В противоположность гипотезе Миллера указывается, что количество отрезков, которые удается вспомнить, в известной мере зависит от размеров этих отрезков.

Существуют эмпирические наблюдения, что люди имеют пределы для количества информации, которую они могут повторять в один момент. Это ограничение наиболее ясно показано в исследованиях объема памяти. Что влияет на количество информации, которую мы можем воспроизводить при тестировании объема памяти? Объяснение с использованием понятия кратковременной памяти могло состоять в том, что мы имеем фиксированное число элементов, которые можем удерживать в кратковременной памяти («магическая семерка»). Напротив, Баддели (1986) предположил, что объем памяти зависит от скорости, с которой мы можем повторять информацию. Относительно вербального материала он предположил, что у нас существует артикуляторная петля, в которой мы можем удерживать такое количество информации, какое сумеем повторять в течение фиксированного отрезка времени.

Одно из наиболее убедительных доказательств существования артикуляторной петли касается влияния длины слова (1975). Прочитайте пять слов, приведенных ниже, и затем попытайтесь повторить их, не глядя на страницу:

ум, счет, вред, пляж, верх.

Это могут сделать большинство людей. Баддели с коллегами обнаружили, что испытуемые могли повторить в среднем 4,5 из 5 таких слов с одним слогом. Теперь прочитайте и попытайтесь повторить следующие пять слов:

университет, мотивация, полиэтилен, конституция, конференция.

Испытуемые были способны вспомнить в среднем только 2,60 из 5 таких слов с 5 слогами. Критическим фактором, по-видимому, является то, как долго мы произносим слово. Валлар и Баддели (1982) изучали вспоминание слов, длина которых варьировалась от одного до пяти слогов. Они так измеряли, сколько слов различной длины испытуемые могут произнести за секунду.

Попытка удержать информацию в оперативной памяти аналогична цирковому номеру, в котором на палочках крутят тарелочки. Цирковой артист раскручивает одну тарелочку на одной палочке, затем другую тарелочку на другой палочке, затем другую и т. д. Затем он бежит к первой, прежде чем она замедлит движение и упадет. Он снова раскручивает ее и затем снова раскручивает остальные. Он может удержать крутящимися одновременно лишь определенное количество тарелочек. Баддсли предполагает, что с оперативной памятью дело обстоит точно так же. Если мы пытаемся удерживать слишком много элементов в оперативной памяти, то к моменту, когда мы возвращаемся, чтобы повторить первый элемент, он угасает до точки, где требуется слишком много времени на вспоминание и дополнительное повторение. Баддсли предполагает, что мы можем удерживать количество материала, которое в состоянии повторить в артикуляторной петле приблизительно 1,5-2,0 с.

Имеются веские доказательства того что артикуляционная петля действительно включает в себя речь. Конрад (1964) в своем исследовании показал, что испытуемые с меньшим трудом запоминали последовательности, в которых была значительная доля рифмующихся букв (типа BCTHVZ), чем последовательности без таких букв (типа HBKLMW).

Артикуляторная петля не единственный механизм для повторения материала. Баддели также предполагает, что у нас есть то, что он называет зрительно-пространственным блокнотом для повторения таких образов. Эти две отдельные подчиненные системы для удержания информации в оперативной памяти подчиняются центральному администратору. Он же управляет использованием различных подчиненных систем, таких как зрительно-пространственный блокнот и фонологическая петля (то же самое, что артикуляторная петля). Центральный администратор может помещать информацию в любую из этих подчиненных систем или извлекать информацию из этих систем. Он также может перевести информацию из одной системы в другую. Баддели утверждает, что центральный администратор нуждается в собственном временном хранилище информации, чтобы принимать решения о том, как управлять подчиненными системами.

Рассмотрим, как эти системы участвуют в выполнении задачи на умножение, 37´28. Попытайтесь в уме найти ответ и наблюдайте, что вы делаете. Вы можете попытаться удержать зрительный образ умножения, который в конечном счете будет выглядеть примерно так:

Вы также можете обнаружить, что вербально повторяете информацию, чтобы удержать ее в памяти. Таким образом, вы можете использовать и вашу фонетическую петлю, и зрительно-пространственный блокнот, чтобы помочь себе выполнить задание. Но существует информация, которая должна быть доступна вам и которая не находится ни в одном из хранилищ. Вы должны помнить, что ваша задача — умножение, где вы находитесь в процессе умножения, факты типа 7´8=56, и перенос в следующий разряд (например 5 от 56). Вся эта информация удерживается центральным администратором и используется, чтобы управлять решения проблемы и подчиненными системами.

Баддели предположил, что у нас есть артикуляторная петля и зрительно-пространственный блокнот, и ими управляет центральный администратор.