МЕТОД ПОПРАВОК.
На остановки или ошибки при воспроизведении даются подсказки и их число сосчитывается.
МЕТОД УЗНАВАНИЯ.
Элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать, среди новых, но однородных элементов.
Задача испытуемого: просмотреть все элементы и идентифицировать те, которые требуется заучить. Возможно применение методики множественных выборов: материал делится на несколько групп. В каждой из которых содержится 1 правильный стимул и три новых стимула.
Показатели: количество правильно опознанных стимулов
Проблемы метода: возможно угадывание
Формула Постмана: Rc = B — M/n-1
Rc — показатель окончательного узнавания
B — число правильных идентификаций
M — число ошибочных идентификаций
n — общее число предъявлений.
МЕТОД СБЕРЕЖЕНИЯ (ЭББИНГАУЗА).
Цель: изучение динамики изменения памяти.
Критерий усвоения: первое заучивание до определенного критерия.
Воспроизведение: через некоторое время испытуемый не в состоянии воспроизвести заученное или даже идентифицировать стимулы. Но повторное заучивание требует значительно меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа.
Повторное заучивание должно проводиться тем же методом и до того же самого критерия
Показатели: величина абсолютного сбережения — различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании.
Проблемы метода — для повторного запоминания 2-м испытуемым могло потребоваться по 5 проб, но один из них выучил элементы после 10 предъявлений, а 2-й после 15. Следовательно, «вес» этих 5 повторений будет неодинаковым. Для решения проблемы — формула Хилгарда:
Ec = 100(Ea — Er) / (Ea –J), где:
Ec — относительное сбережение
Ea — число проб при заучивании
Er — число проб при повторном заучивании
J — число правильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленного экспериментатором.
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов:
Kз = 100% ´ m/n,
Kз – коэффициент запоминания,
m - абсолютное количество воспроизведенных или узнанных элементов
n – количество предъявленных элементов.
2. Количество воспроизведенных элементов при сохранной последовательности:
Kт = 100% ´ l/m,
Kт – коэффициент запоминания,
l - количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности
m - количество правильно воспроизведенных элементов.
3. Количество ошибок воспроизведения или узнавания:
Kо = 100% ´ r/n ,
Kо – коэффициент ошибок,
r – количество ошибок
n – количество предъявленных элементов.
МЕТОДЫ | Предъявление | Подсказка | Воспроизведение | Показатель |
МЕТОД УДЕРЖАННЫХ ЧЛЕНОВ РЯДА | Один раз | Нет | Сколько запомнилось | Количество запомненных элементов |
МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ | Много раз | Предыдущий элемент ряда | Пока не запомнится | Количество предъявлений |
МЕТОД УГАДЫВАНИЯ | Много раз | Предыдущий элемент ряда | Пока не запомнится | Количество предъявлений |
МЕТОД ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ | Один раз | Первый элемент пары | Сколько запомнилось | Количество запомненных элементов |
МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ | Много раз | Нет | Пока не запомнится | Количество предъявлений |
МЕТОД УЗНАВАНИЯ | Один раз | Тот же элемент ряда | Сколько запомнилось | Количество запомненных элементов |