ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Важное новообразование – прямохождение. Это расширяет возможности ребенка освоения среды. Усложняются манипуляции с предметами: ребенок научается вкладывать и нанизывать. Это обеспечивается развитием двигательной корковой зоны и лобных отделов, где идет дифференцировка вставочных нейронов, нарастает длина и разветвленность дендритных сплетений. Усложняется ансамблевая организация, обработка информации совершенствуется.

Усиливается конструктивная деятельность с кубиками и пр., сложнее становятся манипуляции, ребенок научается использовать предметы по назначению. Если вначале конструктивные действия подражательны, то затем формируются собственные способы конструирования (путем проб и ошибок). Познаются относительные характеристики предмета (больше – меньше).

Созревают задне- и переднеассоциативных структур со зрительной функцией. Ребенок запечатлевает и распознает не только предметы, но и их изображения. Категоризация объектов также развивается. Слово вначале связывается с конкретным предметом, затем (на втором году) - обозначение словом распространяется на однородные предметы. Ребенок оперирует названиями.

Совершенствуется понимание речи, собственная активная речь. Речь начинает включать в себя выражение отношений между людьми и предметами. Понимание речи опережает развитие собственной речевой функции. С 1,5 лет ребенок усваивает около 100 слов, с этого времени инициатива речевого общения возрастает. Ребенок требует названий предметов, словарный запас пополняется к 2 годам до 300 слов, к 3 – до 1500. Характерно словотворчество, но при правильном общении формируется чутье языка и усваиваются правила. Начинает формироваться вербальный интеллект. Этот период сенситивный и критический для становления речевой функции.

К 3 годам у ребенка возрастает стремление к самостоятельности. Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости – в психологии «кризис трехлетнего возраста».

 

Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей (с учетом данных Бадалян Л.О., 1984;Лебедев).

------------------------------------------------------------------------

Возраст | Оценочные тесты

|---------------------------------------------------------------

| Физическое развитие | Психическое развитие

------------------------------------------------------------------------

2 г Бегает,влезает на стремянку, Легко повторяет слова и фразы,по-

поднимается по лестнице. нимает их смысл,в предложении по

3-4 слова.Различает цвета,понима-

ет сюжет простых картин.

3 г Одеватся самостоятельно,за- Запоминает стихи и песенки,появля-

стегивает пуговицы,завязы- ются вопросы "зачем?","когда ?",

вает шнурки имеет понятие о количестве пред-

метов.

-----------------------------------------------------------------------