ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОТРЕБНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Эмоции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ос­лабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция раз­вивается на основе активации структур мозга и отражает соотношение какой-либо потребности и вероятности ее удовлетво­рения, которое субъект оценивает на основе опыта.

Малая веро­ятность избежать нежелательное воздействие вызывает тре­вогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование.

Лимбические структуры мозга:

1 — поясная извилина; 2 — гиппокамп; 3— таламус; 4 — гипоталамус; 5— энторйнальная кора; 6 — амигдала; 7— перегородка

 

Потребность - это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие.

У человека существует три группы потребностей: витальные, социальные и творческие. Потребности являются основой мотиваций.

Эмоция проявляется быстро развивающимся аффектом либо длительным настроением. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей - чувства.

Первая физиологическая теория эмоций была предложена свыше ста лет тому назад. В настоящее время принята "информационная" теория эмоций. Струк­туры мозга, активирующиеся при эмоциях, получают информацию о по­требностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Все сведения о необходимых и реально имеющихся возможностях трансформируются мозгом в оценку вероятнос­ти достижения цели. Оценка вероятности (прогнозирование) является информационной катего­рией по своей природе.

Функции эмоции:

1) Отражательная. Получение пищи на фоне голода приводит к максимальной величине пищевого рефлекса, сопровождающегося положительными эмоциями.

2) Подкрепляющая. Положительная эмо­ция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потреб­ности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится продлить первое и прервать второе.

3) Компенсаторная. Эмоции влияют на мозговые системы, регулиру­ющие поведение, а также вегетативные функции ор­ганизма.

Важнейшую роль в формировании эмоций играют структуры, ко­торые называют лимбической системой. С эмоциями связана также ретикулярная формация , способная активировать мозг и проводить к его зонам информацию, которая яв­ляется необычной или биологически значимой.

В головном мозге и в клетках задних рогов спинного мозга об­наружены рецепторы, воспринимающие действие опия и его произ­водных и эндорфинов. Эндорфин из эндорфинсодержащих клеток действует на опиатные рецепторы, блокируя передачу болевых сигналов. Много таких клеток и рецепторов об­наружено в лимбической системе.

Эмоции реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения АД, ЧСС и ЧД, температуры, ширины зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, мы­шечное напряжение и т.д. При этом симпатический отдел мобили­зует ресурсы, а парасимпатический - сбере­гает их.

Значимые сигналы проходят через ретикулярную сис­тему и таламус к коре. Параллельно сигналы поступают к лобной коре через гипоталамус, миндалину и гиппокамп. После "определения" структурами мозга биологи­ческой значимости сигнала, гипоталамус включает механизм возбуждения ВНС.

Десять фундаментальных эмоций составляют основную мотивационную систему, каждая эмоция обладает уникальной мотивацией, разные эмоции характеризуются четкими раз­личиями но внешних выражениях, эмоции способны усиливать или ослаблять другую и эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами.

К числу десяти фундаментальных эмоций относятся:

1. Интерес - положительная эмоция, мотивирующая творческие стремления.

2. Радость - мотивирует созидание, по­стоянно желаемая эмоция.

3. Удивление - эмоция, способствующая освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направ­ляющая внимание на объект, вызвавший удивление.

4. Горе - эмоция, связанная с чувством одиночества и жалос­тью к себе, снижает энергетический потенциал человека.

5. Гнев - эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе,

6. Отвращение - часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивациями и субъективными переживаниями.

7. Презрение - сопутствует гневу или отвращению, эти три эмоции называются "враждебной триадой".

7. Страх - эмоция за счет нервной стимуля­ции, сигнализирующей о опасности, "парализует" или мо­билизует энергию.

8. Стыд - мотивирует желание спрятаться, ис­чезнуть, способствует сохранению самоуважения.

9. Вина - эмоция, возникающая в ситуациях, когда субъект чувствует личную от­ветственность.

Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессия, любовь, враждебность).

В экспериментах "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов черной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет роль в возникновении чувства удовольствия.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессив­ности, снижению и извращению сексуальной активности, за­труднению в различении качества пищи и ее пригодности для еды.

При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении - от эйфории до депрессии, утрата спо­собности к планированию, апатия, эмоциональная заторможенность. Это обуславливается тем, что лимбическая система связана с зонами коры, особенно с височными (память), теменными (ориенти­ровка в пространстве) и лобными (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).