Декоративные малые архитектурные формы

Монументальная и парковая скульптура. Скульптура является особым видом оформления объектов ландшафтной архитектуры и органически участвует в их ансамблях (памятники, бюсты Героев Советского Союза, героев-космо­навтов, выдающихся ученых, воинов и т.д.).

Монументальной скульптуре отводятся парадные места на объекте. Перед скульптурой организуется свободное пространство для ее восприятия (в пре­делах угла зрения 25... 27°), равное двойной высоте скульптуры. При установке монумента учитывают его положение по отношению к дневному освещению. Неправильное освещение искажает восприятие пластического замысла.

Парковая скульптура является камерным элементом какого-либо участка парка или сада. Лучшему восприятию парковой скульптуры способствует зеле­ный фон газонов, деревьев и кустарников, пышный ковер цветущих растений. Такая скульптура устанавливается на газонах или подпорных стенках, в есте­ственных условиях. Парковая скульптура включает в себя, как правило, следу­ющие конструктивные элементы:

• фундамент из железобетонных блоков,

• пьедестал;

• само скульптурное изображение.

Под фундамент роют котлован глубиной на 100...200 мм ниже промерза­ния грунта, шириной на 250 мм больше площади фундамента с каждой его стороны. На песчаное основание, уплотненное слоем толщиной 150 мм, в котлован опускают сборные железобетонные блоки заподлицо с поверхно­стью и скрепляют их друг с другом цементным раствором. Поверхность верх­них блоков основания выравнивают цементным раствором и в ней закрепля­ют несколько анкеров для будущей установки пьедестала. Устанавливают пье­дестал и скульптуру опытные рабочие-гранитчики.

Материал для скульптур и пьедестала выбирается долговечный и прочный: гранит, бронза, чугун, алюминий, красная листовая медь, офактуренный бетон и т.д. Особенно гармонично сочетается деревянная скульптура, создаваемая на усыхающих от старости деревьях или привезенных из других мест спилен­ных стволах, выполненная в духе старинного русского фольклора. Привлекать для создания художественных образов нужно профессиональных мастеров с высокой художественной квалификацией.

Декоративные стенки. Они служат для организации разнообразных садово-парковых территорий, сооружений, площадок, дорожек, водоемов, а также являются фоном для декоративных элементов красочных композиций из цве­тов или кустарников. Поверхность их может иметь фактуру из основного мате­риала или заполняться тематическими изображениями (вставками). Для их стро­ительства применяют различные материалы: блоки естественного камня для специальной декоративной кладки, облицовочный кирпич, декоративную штукатурку с керамическими вставками.

Декоративная стенка несет меньшую нагрузку, чем подпорная. Фундамент такой стенки делается из бетонных изделий — стаканов размером 400 х 400 мм с анкерными крепежными вставками. Выкладывают такую стенку «влажным» способом (по индивидуальному проекту со специальными техническими ус­ловиями на работы).

Декоративная керамика. Декоративная керамика — это специальный вид садово-паркового оформления, который отличается своими декоративными качествами и является самостоятельным элементом садово-паркового искус­ства. Керамика должна быть присуща только парковой среде и иметь более крупные и массивные формы, чем керамика для украшения интерьера. Скульп­турные керамические композиции, вазы, чаши, кувшины, горшки с их крас­но-охристым цветом великолепно смотрятся на зеленом фоне растительно­сти, на невысоких каменных подпорных и декоративных стенках, около цвет­ников, на плиточных площадках и около небольших бассейнов.

Приствольные ограждения с решетками. Они являются сооружениями, пре­дохраняющими корневую систему деревьев, растущих в условиях твердых верх­них покрытий дорожек и площадок, уличных магистралей и набережных во­дотоков. Ограждения с решетками предохраняют от уплотнения верхний слой почвы вокруг дерева при интенсивном движении пешеходов.

По краю решетки квадратной формы устанавливают гранитный или бетон­ный ограничивающий поребрик высотой 100 мм над дорожным покрытием. Это устраняет заезд машин и механизмов в зимнее время, которые убирают снег или мусор. Ограждения и решетки делают из чугуна и листов стали опре­деленной формы.

Решетка состоит из двух или четырех половинок, которые укладывают на выровненное основание внутри лунки так, чтобы она легла заподлицо с огра­ничивающим поребриком. Центральная ее часть выполнена в виде круглого широкого отверстия с большим запасом для роста дерева и дальнейшего уве­личения его ствола у корневой шейки.

Декоративные камни. Это природные камни твердых пород, предназначен­ные для усиления выразительности ландшафта естественным видом скальных обнажений и ледниковых отложений. Их размещают группами и одиночно в грунт, давая возможность прорастать в промежутках между ними кустарнику и луговой цветущей траве. Камни должны быть крупными высотой от 1 м и более, красивые по сколу и одного и того же вида.

Округлые валуны можно использовать как одиночные вкрапления на фоне открытого луга или на поворотах небольших по ширине дорожек. Одиночные резаные или грубо обработанные камни, иногда с орнаментом или символи­ческими знаками, ставят на перекрестках дорожек и около декоративной ке­рамики.

Ограды и ограждения. Ограды служат для предотвращения хаотического движения посетителей по объектам озеленения как общего, так и ограниченного пользования. Ограждения предназначены для защиты цветников, парте­ров, откосов и водоемов от повреждения. Придание оградам лаконичной лег­кости, применение современных декоративных материалов и индивидуальное решение их форм в зависимости от назначения объекта создают возможности включения этого активного элемента благоустройства в единый парковый ансамбль наравне с другими сооружениями. По высоте ограды подразделяются:

• на высокие, которые устанавливаются по границам парков, районных садов, выставок, ботанических садов, зоопарков, стадионов и объектов огра­ниченного пользования и имеют высоту 3...7 м;

• средние по высоте, которые устанавливаются по границам скверов, буль­варов, обособленных участков крупных парков (городок аттракционов, уго­лок автодрома, теннисные корты и т.д.), обособленных мест в системе улиц и проспектов и имеют высоту 1... 1,5 м;

• низкие, которые предусматриваются в особо важных местах садово-пар­кового объекта, у цветников, партеров, водоемов и имеют высоту 0,5...0,8 м.

Ограды и ограждения предназначены для длительного срока службы и долж­ны быть выполнены из высококачественного и долговечного материала — металла и естественного или искусственного камня. При устройстве оград не­обходимо осуществить разбивку трассы в соответствии с проектом вертикаль­ной планировки и произвести разметку стоек оград, закрепляя в соответству­ющих местах колышки.

Затем для высоких оград устраивают фундамент из железобетонного блока и на него укладывают цоколь — элемент, на который устанавливается конст­рукция ограды. Укладку цоколя из блоков каменных пород производят на за­ранее выполненный фундамент из железобетонного блока. На цоколь устанав­ливают металлический каркас, в который крепят решетку и орнаментальные накладки с помощью болтовых соединений.

Ограды средней высоты делают из тех же материалов, однако чаще исполь­зуют дерево и металлическую сетку с уголковым каркасом.

Для низких ограждений применяют каменные и бетонные бордюры, невы­сокие чугунные и металлические решетки, керамические фигурные блоки, кирпичную кладку.

Ограды следует устанавливать с учетом следующих требований:

· осевые линии ограды должны быть закреплены в натуре установкой ко­лышков или створных знаков;

• траншея под фундаменты и цоколь должна быть вырыта траншейным или одноковшовым экскаватором с запасом по ширине до 10 см по обе стороны от оси и на 10 см глубже положения низа фундамента (для устройства песча­ного слоя при недренирующих грунтах);

• сборные железобетонные элементы должны устанавливаться сначала с временным креплением, а затем зажиматься струбцинами до полного приле­гания к стойкам в пазах. Затем несколько секций должны выверяться в плане и по горизонтали и окончательно бетонироваться все стенки. Для крепления стоек должен применяться бетон марки не ниже М200 и морозостойкостью не менее 50;

• деревянные стойки должны иметь диаметр не менее 14 см и длину 2,3 м. Закапываемую в грунт на глубину до 1 м часть стойки нужно предохранять от загнивания при помощи разогретого битума или обжечь ее в огне до образова­ния угольной корочки. Верхняя часть стойки должна быть заострена под углом 120°.

Ограды из стальной сетки выполняют в виде секций, устанавливаемых между стойками из труб. Секции крепят к стойкам путем приваривания их к заклад­ным частям. Деревянные стойки пропитывают олифой или естественными красителями типа «морилка», сохраняющими естественную фактуру дерева, что хорошо сочетается с металлическими стойками из труб диаметром 60 мм. Стойки окрашивают в черный цвет.

Прочные низкие ограждения выполняют из стальных водопроводных труб диаметром 38 мм и скрепляют части конструкции тройниками на резьбе. Низ­кие ограждающие конструкции могут выполняться из камня и дерева и одно­временно использоваться как скамьи или подпорные стенки с высадкой цве­тов на одном уровне с их верхним краем. Окраску металлических и деревянных частей оград необходимо производить нитроэмалевыми красками мягких, чер­ных, коричневых, желтых, серых и белых тонов.

Проектирование оград должно проводиться с уче­том прямого их назначения, а также с учетом необхо­димости обеспечить их красивый внешний вид, увязан­ный с архитектурой зданий, зеленью парков, скверов, палисадников и т. п.

Долговечность оград, невысокая их стоимость, воз­можность использования местных недефицитных строи­тельных материалов для их изготовления и учет со­временной техники строительства являются также ос­новными требованиями при проектировании огражде­ний.

Ограды сооружаются для:

а) правильной организации движения пешеходов и транспорта;

б) защиты зеленых насаждении от повреждений;

в) создания четкой границы участков;

г) затруднения доступа посторонних лиц на ограждаемую территорию и др.

По композиции существующие ограды можно раз­бить на две группы:

1-я группа — ограды, конструктивная схема ко­торых состоит из столбов или стоек, удерживающих панели или решетки оград в вертикальном положении (рис. 1, табл. 7, 3, 11 и др.).

Размеры столбов подбираются в зависимости от их материала, величины панели и ее массы. Так, в огра­дах с прозрачной, разреженной решеткой больше при­меняются легкие столбы-стойки (рис. 2), тогда как в оградах с менее прозрачными панелями, со значитель­ными орнаментальными вставками, требуются более массивные столбы (табл. 7).

Столбы иногда заменяются более короткой, укра­шенной орнаментом, панелью, конструктивно играющей роль столба. Такие панели зачастую усиливаются контрфорсами.

2-я группа — ограды без столбов, с заделкой сплошной панели в цоколь.

Установка столбов с частым шагом в перспективе вызывает зрительное утяжеление ограды, так как столбы при этом скрывают прозрачные панели. Во избежание зрительного утяжеления опоры можно, уве­личивая длину панели, ставить между основными столбами вспомогательные, более легкие столбики или стопки, связывающие панели между собой (табл. '2Q. 29, 30, 31).

Кирпичные и каменные столбы закапываются в грунт на глубину 0,5 1.40 м, металлические стойки заделываются в бетон.

На столбах оград иногда устанавливают декоратив­ные венчания (открытые и закрытые вазы, кедровые шишки, шары и т. п. — рис. 1, 3 и табл. 11). Для устройства столбов применяются: камень, кирпич, бе­тон, керамические блоки, прокатная стать, газовые трубы, чугун, дерево и другие материалы.

Панель — основной элемент ограды, представляет собой решетку самого разнообразного рисунка, либо делается глухой. Размеры панели зависят от высоты ограды и ее цоколя.

По композиции панели можно разделить на:

1. Панели с явно выраженным композиционным центром (рис. 1, 4).

2. Панели с ритмичным заполнением (рис. 6).

3. Панели, рисунок которых не подчинен композиционному центру (рис. 5).

Панели чугунных оград обычно расчленяются на отдельные звенья шириной в 30—£5 см при высоте в 60—100 см (в зависимости от конструктивной схемы) и соединяются между собой болтами либо, что значи­тельно удобней, зажимаются между верхним и ниж­ним брусами-пажилинами (рис. С, 7; табл. 21).

В решении основной архитектурно-конструктивной схемы панели велико значение орнамента. Характер орнамента зависит как от требования прозрачности, так и от материала, из которого он выполнен. Пло­скостной железный орнамент читается в силуэте (рис. 2); для штампованного орнамента характерен не­высокий рельеф (рис. 8)/ Чугунный же орнамент и орнаментальные керамические вставки читаются хорошо и в рельефе, и в силуэте (рис. 1). Характер вклю­чения орнамента в композицию весьма разнообразен. То орнамент накладывается на основные элементы ре­шетки (рис. 4; табл. 12, 16) или включается в схему решетки и располагается в ее плоскости (табл. 7, 11), то он самостоятельно занимает всю поверхность панно. Орнамент всегда должен увязываться с общей компо­зицией ограды в целом.

Решение цоколя ограды зависит от ее назначения и композиции. С целью достижения наибольшей эконо­мичности ограды палисадников усадеб с малоэтажной застройкой, скверов, открытых парков и бульваров де­лают без цоколя (рис. 9, 10, 11; табл. 19. 21). Для создания борта тротуара под такими оградами уста­навливают бетонный бордюр толщиной в 6—8 см (табл. 20), с возвышением над уровнем земли на 10 15 см или же выкладывают борт из кирпича на ребро. Цоколь для оград заводских территорий имеет обычно высоту 2—2,2 м (табл. 23, 24). Цоколь страд заглуб­ляется в землю не менее чем на 50 см (в зависимости от характера грунта).

Высота оград зависит от расстояния, отделяющего их от ограждаемого дома и от участия архитектуры ограды в общин архитектуре- улицы. Так, при расположении домов в глубине участка, с устройством пали­садника шириной свыше 5 м, ограду рекомендуется де­лать высотой и 1,0 -1,2 Ai. При уменьшении ширины палией ишков жплон чом, приближаясь к улице, ока-:ibihaei большое влияние на ее общую архитектуру. В 1аких случаяv ограда должна быть менее заметной высотой в 0,6 0,8 м. Для узких газонов у здании тре­буются ограждения высотой в 20 10 см. 11а таких газонах рекомендуется высаживать только кусты и от­дельные деревья и устраивай, низкую живую изгородь вдоль ограждения (табл. 4).

Углы оград на пересечениях улиц с домами, распо­ложенными в глубине участка, необходимо архитек­турно акцентировать. Это оформляет начало квартала, позволяет устанавливать у срезанных углов ограды скамьи, питьевые фонтанчики, водоразборные колонки, почтовые ящики; помещать таблички с наименованием улицы и т. п. (табл. 6).

При устройстве оград на всем протяжении кварта­ла следует, во избежание монотонности, вводить не­сколько типов ограждений, как по композиции, так и по материалу. Уютные курдонеры у входа в усадьбы, с установкой скамей для отдыха, оживляют линию ограждений, а сооружение порталов и пергол над входами или въездами создает общую живописность силуэта ограждения (рис. 11; табл. 5, 19, 43).

Для проезда транспорта в усадьбу требуется соору­жение ворот. Устройство таких въездов в индивиду­альные усадьбы площадью до 400 м2 необязательно.

При малых размерах усадебных участков для про­езда транспорта вместо ворот лучше устраивать съем­ную панель (в металлических и деревянных оградах). Ширину ворот для въезда в усадьбу следует прини­мать, исходя из габаритов транспорта.

Ширина ворот, следовательно, должна быть для кварталов с малоэтажной застройкой 2,65 -2,80 м и для кварталов с многоэтажной застройкой 2,80—3,20 м (рис. 8). При устройстве ворот-проездов в габаритах зданий размеры их устанавливаются в соответствии с требованиями пожарной охраны и должны быть не менее 4,0 м по ширине и 4,25 м по высоте.

Для наиболее экономичного решения въезда и входа в индивидуальную усадьбу они объединяются, что уменьшает площадь: мощения (табл. 5; схема 2,3). Калитки в оградах должны иметь ширину в свету 1,00—1,10 м. Входы желательно подчеркивать порта­лом с установкой на нем таблички с номером дома и названием улицы. Возле входа прикрепляется на ограде или на отдельном столбике ящик для писем и газет. При сооружении оград на улицах, имеющих круп­ные продольные уклоны, возможно применение двух приемов (рис. 12):

а) ограждения решаются уступами по звеньям ограды (при уклонах 6—10 проц.);

б) ограждения решаются с верхней линией, параллельной уклону улицы. Композиция такой ограды требует устройства панелей в виде параллелограмма с углами, отвечающими углу падения улицы. Не рекомендуется установка на улицах с большими уклонами типовых чугунных оград, не рассчитанных на уклон, так как либо столбы таких ограждений станут не вертикально, либо будет нарушена конструктивная завязка панели.

Для сооружения оград применяются самые различ­ные материалы, начиная от чугуна и стали со столба­ми из обработанного гранита и кончая саманом и прутьями лозы или орешника. При выборе материала для оград следует максимально использовать местные строительные материалы.

При устройстве оград усадеб общественных зданий, парков культуры и отдыха и т. п. уместно применение металла (сталь и чугун) со столбами из камня, бетона или кирпича. Металлические ограды монтируются из типовых элементов, которые скрепляются электросвар­кой.

Большое внимание следует уделить ограждениям из керамики, хотя они еще и не получили широкого распространения. Керамика, как материал, обладая цветистостью и долговечностью при невысокой стои­мости должна занять надлежащее место в строительстве ограждений.

В зависимости от укладки блоков можно варьировать рисунок панели. Применение цветных майоликовых вставок весьма оживляет ограду.

Керамический блок (табл. 53) имеет размеры 12.5X25 см, и производство его мундштучным спосо­бом может быть организовано с помощью обычного механического оборудования любого кирпичного заво­да. Очень важно для увеличения долговечности кера­мической ограды устройство поручня по верху блоков. Для этого возможно применение либо тех же блоков (табл. 28, 29, 31, 53), либо специального керамическо­го (табл. 23, 27) или железобетонного поручня. Уси­ление поручня достигается прокладкой по длине огра­ды полосового или круглого железа с бетонированием пустот блока. При проектировании керамических блоков следует добиваться уменьшения их ширины, что увеличит про­зрачность панели.

Широкое распространение получили кирпичные ограды. Создавая различными приемами кладки и вве­дением цветного кирпича ковровые узоры, можно до­биться известной живописности таких ограждений (табл. 25).

Ограды по их функциональному назначению можно разделить на:

A. Ограды усадеб с общественными зданиями и парков культуры и отдыха с контролируемым входом (табл. 7—16).

Б. Ограждения жилых усадеб с многоэтажной за­стройкой (табл. 17, 28, 29).

B. Ограждения жилых индивидуальных усадеб (табл. 19, 22, 41).

Г. Ограждения усадеб в колхозных селах (табл. 40, 42, 43, 44, 45).

Д. Ограждения заводских территорий (табл. 23,24).

Е. Ограждения бульваров, парков, скверов, газо­нов, клумб, деревьев (табл. 46, 47, 48, 49, 50, 52).

Ж. Живые изгороди (табл. 51).

3. Временные ограждения мест строительства и ре­монта подземных сетей (табл. 39).

Ограждение парков и скверов, создающее границу участков и организующее вход и выход из них, долж­но быть красивым, хорошо увязанным с зеленью скве­ра, с поперечным профилем улицы, быть долговечным и экономичным. Высоту ограждения парков с контро­лируемым входом и у служебных зданий следует при­нимать в 2,60—3,20 м (табл. 7—16; рис. 1, 3, 4). Та­кие ограждения большей частью выполняются из ме­талла с чугунными литыми вставками и прозрачными панелями. Столбы ограждения делаются из камня, кирпича или бетона. Цоколь ограды не должен пре­вышать 60—80 см.

Высота оград усадеб с общественными зданиями колеблется от 2,60 до 3,20 м — в зависимости от уда­ления ограды от здания и его назначения. Материал оград — металл, керамика, дерево.

Высота ограждения жилых усадеб с многоэтажной застройкой рекомендуется в 2,30—2,80 м. Материал оград — керамика, дерево, металл (табл. 17, 28-в, 29-6).

Ограждения жилых индивидуальных усадеб делают высотой в 0,6 -1,2 м. Материал оград — дерево, кера­мика, отходы металла (табл. 19, 22, 30, 41).

В сельских местностях с наличием большого коли­чества лозы, орешника, ивы для ограждения индиви­дуальных усадеб колхозников широко применяются плетеные ограды (табл. 44). При наличии кирпичных заводов в районах возможно также применение кера­мических оград.

При ограждении хозяйственных дворов колхозов саманными глухими оградами требуется предохране­ние ограды от размыва самана дождем (табл. 45).

Заводские территории окружаются большей частью высокими — до 3,20 м оградами с глухими панелями. Иногда они венчаются низкой металлической или ке­рамической решеткой (табл. 23, 24).

Высоту ограждений скверов общего пользования и бульваров принимают в 60—80 см. Эти ограды следует делать легкими и прозрачными, применяя с этой целью металлическую сетку или керамику. Позади оград желательна посад­ка живой изгороди.

Газоны и цветочные клумбы окружаются низкими ограждениями высотой в 20—40 см. Эти ограды большей частью выполняются из керамических и бе­тонных плиток или из кирпича и черепицы, устанавли­ваемых на ребро (табл. 47, 48, 49, 50; рис. 15).

Иногда ограждения газонов делают также из дерева или отходов металла.

Вокруг деревьев, высаживаемых на тротуарах, для создания нормальных условий из развития, а также лучшего использования площади тротуаров для дви­жения пешеходов устраиваются лунки диаметром не менее 1,5 м. Лунки квадратной формы должны иметь длину стороны 1,2 м. Лунки накрываются металличе­скими или деревянными решетками. Ячейки этих реше­ток делаются такого размера, чтобы каблук пешехода не проваливался сквозь них. Для защиты посаженных на улице деревьев от всякого рода повре­ждений в первые 2—4 года после посадки устраивают деревянные или металлические ограждения вокруг де­рева высотой в 1,2—1,5 м.

Живые изгороди устраивают вдоль дорожек аллей и оград, создавая границу-стенку, отделяющую до­рожки от газонов и направляющую движение посе­тителей. Живые изгороди создают также зеленый фон для решеток оград. Высота живой изгороди колеблет­ся в зависимости от ее назначения — от 0,4 до 3,0 м. Для устройства живой изгороди применя­ют: из хвойных пород — ель обыкновенную, можже­вельник виргинский, тую западную, тую восточную. Из лиственных по­род — для изгородей высотой более 2 м рекоменду­ются: граб, клен и берест. Для изгородей средней вы­соты (1,5—2 м) применяют: сирень, желтую акацию, жимолость, бирючину, тамариск, лох узколистный, жасмин, амерфу. Для низких изгородей высотой в 0,75—1,5 м высаживают: спиреи (разные виды), ки­зильники, корнус.

При посадке живой изгороди желательно внутри ее ставить легкий каркас, предохраняющий изгородь от механических повреждений. Озеленение панелей ограждений достигается путем посадки возле ограды вьющихся растений (дикий ви­ноград, ипомея и др.). Ограждения, увитые зеленью и цветами, представляют собою живописную зеленую стену.

Временные ограждения строительных площадок вы­полняются обычно из дерева с глухими панелями, вы­сотой в 2,60—3,20 м. В случае установки таких оград на тротуарах устраивается прочный козырек для пред­охранения пешеходов от падающих предметов.

Отделка всех видов ограждений рекомендуется:

а) для металлических оград — покраска два раза по грунтовке;

б) для деревянных оград—покрытие олифой без окраски (что не скрывает фактуру дерева) или покраска масляными либо казеиновыми красками.

Проектирование оград должно быть основано на использовании лучших традиций классического и на­родного зодчества с учетом роли оград в ансамбле улицы, масштаба, материала и новейших методов об­работки материалов. Выполнение этих условий будет содействовать созданию новых красивых ограждений, которые украсят наши города.

Светильники— это садово-парковые сооружения, предназначен­ные для освещения паркового объекта и составляющие целую систему из не­скольких видов источников света.

На главных аллеях и площадях устанавливают высокие опоры (10... 12 м) с мощными светильниками — от 4 до 16 (число светильников кратно 4), на­правленными в разные стороны для яркого освещения большой площади. Рас­стояние между высокими опорами на аллеях составляет 30...40 м. Парковые дорожки освещают светильниками-торшерами высотой 2,5...4 м с расстояни­ем между ними 25...30 м.

Светильниками освещают бассейны, парковую скульптуру, керамические из­делия, низкий кустарник, цветники и кустарники высотой от 0,4 до 2 м, кото­рые просматриваются в виде ярких цветных живописных групп. Отдельные эк­земпляры старовозрастных деревьев с необычной плакучей, пирамидальной или ажурной кроной подсвечивают прожекторами светом теплых тонов.

Для светильников применяют колпаки из стеклопрофилита и цветных про­свечивающихся пластмасс. Для освещения вместе с люминесцентными лампа­ми накаливания используют ртутные и натриевые лампы с высокой отдачей света. Высокие опоры светильников изготавливают из железобетона; выносные консоли — из металла; низкие торшерные и тумбовые опоры — из метал­лических труб разного диаметра. Ко всем светильникам подается электроэнергия, как правило, по подзем­ным кабелям. Подземные кабели, к сожалению, очень часто выходят из строя и нуждаются в постоянном контроле со стороны специализированной орга­низации. Возможна прокладка воздушных линий проводов, но только в том случае, если они не будут повреждены растущими деревьями.

Фона­ри уличного освещения должны быть архитектурно хо­рошо оформленными — должны являться украшением улиц и площадей и обеспечивать нормальное их осве­щение.

Освещенность улиц и площадей должна быть до­статочной для безопасного движения транспорта и пе­шеходов. Кроме освещения проезжей части и тротуа­ров, необходимо предусмотреть также и освещение как архитектурных памятников, отдельных зданий и ан­самблей, ценных по своей архитектуре, — так и малых архитектурных форм (фонтаны, знаки регулирования уличного движения и т. д.).

Нормальное освещение, обеспечивающее безопас­ность уличного движения, достигается путем:

а) выбора рационального способа освещения;

б) установления норм освещенности:

в) подбора типа осветительных приборов;

г) установления высоты подвеса осветительных точек;

д) правильного расположения опор фонарей и выбора соответствующего угла наклона оси прожекторов;

е) правильного подбора яркости дорожного покрытия.

Мостики.Мостики — это садово-парковые сооружения, предназ­наченные для соединения противоположных берегов водных устройств — ру­чьев, речек, оврагов. Конструктивными элементами мостиков являются:

. опоры и поддерживающее основание;

. полотно (пролет) для пешеходного движения;

• поручни из дерева.

Опоры и основание делают из камня или железобетона. Мостики устраива­ют открытыми и закрытыми (в виде трубопереходов).

Открытые пешеходные мостики сооружаются через водные протоки и бы­вают каменными арочными или висячими с верхней платформой в одном уровне с подходами к нему дорожно-тропиночной сети. При низких берегах ручьев, прудов мостики выполняются с высоко поднятыми пролетами (горба­тые), под которыми возможно плавание на лодках.

Мостикиделаются из железобетона, дерева или металла по спе­циально разработанным проектам. Полотно простейших мостиков делается из брусчатого настила. Брусья кладутся с зазором в 2...3 см перпендикулярно к оси и должны иметь скошенные ребра.

Закрытые мостики, или трубопереходы, устраиваются через открытые ливнесбросные и мелиоративные канавы, речки в лесопарках.

Мостики используются для декоративного оформления искусственных водоемов или «сухих» ручьев. Разнообразие конструкций мостиков поистине безгранично: они могут быть плоские или изогнутые, с перилами или без, изготавливаться из дерева, камня, металла и т.д. Красивый мостик - не просто место пересечения водоема, он служит яркой фокусной точкой и поистине последним штрихом многих водных ландшафтных композиций в неформальном стиле. В водных садах в восточном стиле мост выполняет более символическую функцию, часто он ярко расписан и затейливо украшен. В садах природного пейзажа, ставших неотъемлемой чертой многих европейских ландшафтов, приемлемее всего прямой незамысловатый деревянный мостик прямо над поверхностью воды. Предполагается, что он будет использоваться по назначению, поэтому чем проще его дизайн, тем лучше и естественнее он смотрится. Наиболее дешевый и распространенный вариант - деревянные мостики. Строительство каменного моста требует знаний и опыта. Альтернативный вариант строительного материала - чугун и сталь, которые обладают огромной прочностью, позволяя создавать мосты большой протяженности. Благодаря своей универсальности металл годится как для традиционных, так и для новейших конструкций Плавные современные формы используют все преимущества стальных деталей и проволоки, сочетающих в себе зрительную легкость с огромной прочностью. Популярны также арочные, горбатые мостики.

Трельяжи. Трельяжи — это устройства, представляющее собой опору, выполненную из дерева или металла, в виде решетки, по которой устраивается вертикальное озеленение из вьющихся растений. Решетка может быть свободно стоящей или пристенной, с простым рисунком, так как с ро­стом и развитием растений она закрывается полностью. Трельяж служит для создания тихих уголков отдыха, ограждения хозяйственных площадок и узлов технических служб, прикрытия маловыразительных парковых участков и сан­технических узлов. Трельяж устанавливают на опорах, выполненных из метал­ла или дерева. Опоры устанавливают в заранее выполненные фундаментные стаканы размером 400 х 400 мм на глубине 150 ... 200 мм от поверхности газона или дорожки. Деревянные и металлические элементы окрашивают нитроэмалевыми или масляными красками или прозрачным нитролаком.

Трельяжные щиты. Трельяжные щиты — это специальные устройства, пред­ставляющие собой наклонные сооружения разных форм, в основном из дере­ва. Щиты бывают арочные, Г-образные, прямоугольные, веерные.

Решетки бывают различных размеров и форм: створчатые, сплошные, прямоугольного, корзиночного и кристаллического плетения, от легких шпалер до массивных рам под виноградную лозу. Устанавливают их по отдельности или группами.

Арка - это узкая ажурная конструкция.

Пергола же представляет собой более глубокую арку, и иногда и целый ряд арок, связанных между собой. Пергола - это садово-парковое устройство, представляющее со­бой сооружение в виде арки, навеса, галереи. Пергола перекрывает часть пло­щадки, где размещаются места отдыха, а также садовую прогулочную дорож­ку. Пергола представляет собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, решеток, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой. Несущими опорами служат столбы из металла, дере­ва, бетона, кирпича и камня. В плане на чертеже перголы по форме могут быть круглой, криволинейной, ломаной, извилистой и плавной форм. Как и озелененные решетки, они могут выполнять роль разделителей пространства. Арки ставят возле стены или живой изгороди, а в образовавшейся нише устанавливают на возвышении вазу с цветами, статую или скамейку. Аркой можно оформить и вход в новую зону сада. Эти конструкции должны быть достаточно устойчивыми, чтобы противостоять порывам даже очень сильного ветра.

Перголы имеют сверху конструкции крышу и часто используются в ландшафтном дизайне одновременно со скамьями.

Эти малые архитектурные формы выполняют несколько функций:

- применяются для выращивания вьющихся растений;

- служат для затенения необходимых участков;

- служат для разграничения различных зон сада.

Для изготовления пергол и трельяжей используются дерево, металл, реже пластик.

Наиболее распространенными являются перголы:

• выполненные из дерева, со столбами-опорами и обрешеткой;

• с металлическим каркасом стен-опор и верхней деревянной обрешеткой. Примерный состав деталей пергол, выпускаемых некоторыми фирмами (например, фирмой «Эрхольц»):

• арка перголы;

• перемычка;

• столб;

• шпалера (или решетка)

• металлические анкеры;

• комплект скрепляющих устройств (метизов).

Высота пергол составляет 2,3...3,5 м, ширина —2... 1,5 м; глубина (ниши) — до 1 м.

Перголы оформляются вьющимися или опирающимися растениями.

Беседки. Беседка - это крытая легкая постройка в саду или парке для отдыха, защиты от дождя и солнца. Беседки и павильоны могут быть открытыми или закрытыми и располагаются в том уголке сада, откуда открываются самые красивые виды. Беседка может также использоваться, как летняя кухня, где можно поставить обеденный стол. В ландшафтном дизайне беседки являются элементом, придающим саду уютность, и играют значительную роль в его декоративном оформлении.

Беседки бывают разных форм. Наиболее распространенная бесед­ка представляет собой сооружение в виде круга с четырьмя или шестью ко­лоннами и куполообразной кровлей. В крупных парках беседки строят из бето­на, кирпича, металла, дерева, камня на прочной фундаментной основе со сложной куполообразной крышей, часто покрытой кровельным железом.

Рядом фирм изготавливаются беседки с 8-угольной купольной крышей (рис. 7.4), беседки овальной формы, застекленные беседки. Известны бесед­ки типа «Классика», «Купол», «Пагода». Площади основания беседок — от 2,7 до 20 м2; высота — от 3,2 до 4,2 м.

Примерный состав комплекта таких беседок:

• фундамент — бетонный столбчатый и металлический анкер;

• пол — деревянный наборный щит;

• стены — решетчатые деревянные панели;

• потолок — деревянный щит;

• кровля — мягкая битумная черепица;

• покрытие — тонирующая пропитка, покрывная краска десяти оттенков;

• крепеж — металлические профили;

• деревянные детали — массив дерева хвойных пород.

В лесопарках беседки могут сооружаться из подручного материала: бревен, досок, жердей, крышечной «дранки». Беседки могут быть изготовлены и собраны из камня, сборных железобетонных элементов размером 3,5x3,5 и 5x5 м. Беседку сооружают по специально разработанному проекту и рабочему черте­жу с указанием объема работ, материалов, их номенклатуры и спецификации. Беседку размещают на ровном месте в соответствии с проектом вертикальной планировки.

Навесы. Навесы — это сооружения для кратковременного отдыха посетите­лей садово-паркового объекта и их укрытия от солнца и дождя. Они размещаются в местах скопления посетителей или у прогулочных дорожек, в местах ожидания общественного транспорта. К ним относятся легкие навесы, зонты с использованием синтетических цветных пленок, слоистого пластика, стеклошифера и других ярко окрашенных материалов. Все сооружения должны быть оборудованы удобными скамьями, урнами и щитами с визуальной ин­формацией. Материал исполнения и цветовое решение, внешняя форма наве­сов должны быть увязаны с окружающей средой. Для изготовления теневых навесов могут быть использованы разнообразные материалы: металл, дерево, камень, железобетон, пластмассовые изделия, синтетические материалы.

Ротонда -круглая постройка в виде здания, павильона или зала, окруженная колоннами и увенчанная куполом. Ротонда может строиться на возвышенности или без нее.

Бельведер.Поначалу бельведером называлась надстройка над зданием, как правило, в виде круглой башенки, откуда открывался вид на окрестности. Несколько позже бельведер стал строиться отдельно от здания на возвышенной местности, откуда было бы удобно любоваться пейзажами окружающей природы. Бельведеры могут иметь любую форму: круглую, квадратную, шестиугольную и т.д. Колонны являются необязательными при постройке бельведера, однако чаще всего они присутствуют. Бельведер не предусматривает установки купола.

Барбекю.Для приготовления пищи на открытом воздухе можно установить в саду барбекю – стационарную печь с металлической решеткой, которая монтируется над очагом. Решетка является неизменной составляющей барбекю, а тип стационарной печи, ее размер, форма, цвет и конфигурация могут варьироваться в зависимости от пожеланий и потребностей владельца сада. К печи может пристраиваться ниша для хранения дров и различных инструментов для барбекю. Сотрудники компании Живая Легенда по дизайну ландшафта и благоустройству территории могут предложить Вам создание барбекю по индивидуальному проекту.

Цветочные модули. Цветочные модули, или цветочницы, — это специаль­ные устройства, которые предназначены для высаживания обильно цветущих, разнообразных по окраске цветочных растений. Они могут быть различной формы: квадратные, круглые, шестигранные, овальные. Материалом для их изготовления служит дерево, керамика, белый бетон, каменные блоки, пласт­масса.

Цветочные модули могут быть изготовлены из цемента с гладкой или рель­ефной поверхностью внешних стенок белого или нескольких цветов (при до­бавлении в цемент гранитной или мраморной крошки, гальки или клинкера). Для стандартных модулей-цветочниц применяют облицовочный кирпич или природный камень в виде плиток с гладкой или «рваной» поверхностью.

Переносные модули-цветочницы, наполненные землей, имеют массу бо­лее 100 кг. При их транспортировке, погрузке и разгрузке необходимо исполь­зовать автокран грузоподъемностью 3 т. Цветочные модули можно ставить на любую твердую поверхность, создавая любые по размеру и ассортименту рас­тений модульные садики разной конфигурации и убирая их по мере надобно­сти. Для того чтобы подземная часть цветочных растений не загнивала, в дни­ще модуля устраивается сливное отверстие. По поверхности днища укладыва­ется дренажный слой крупнозернистого песка толщиной 5...7 см.

Вазоныявляются способом цветочного оформления сада, прекрасно дополняющим цветники. Они могут быть простыми (контейнеры) или сложными, стационарными или переносными. Для изготовления вазонов используются любые материалы: металл, дерево, пластик, бетон, кирпич и пр.

Зеленые вазы. Это специальные садово-парковые устройства из деревянно­го или металлического каркаса, покрытого сначала металлической сеткой, а затем слоем почвы с растущими коврово-черенковыми растениями. Зеленые вазы являются примером создания необычного зеленого сооружения при ре­гулярной планировке партеров и применимы при реставрации исторических парков и садов. Их художественная ценность зависит от качества предвари­тельно приготовленного деревянного или металлического каркаса из мелкой металлической сетки (ячейки размером 4x4 см) типа «Рабица». Такая сетка удерживает грунт (суглинок) и растительную землю и предохраняет их от размыва водой. В каждое ячеистое отверстие высаживают кустик коврово-черенкового растения методом «мозаика».

В одну вазу иногда высаживают 1... 1,5 тыс. растений, которые подбирают по размеру, окраске, виду для создания задуманного рисунка. Зеленые вазы требуют постоянного и кропотливого ухода при эксплуатации необычной живой стенки.

Декоративные вазы получили широкое применение в благоустройстве городов. Являясь одним из видов декоративной пластики (наравне со скульптурой), вазы, установленные в пар­ках и скверах, оживляют и дополняют зеленые и цве­точные ковры газонов и клумб.

Роль ваз в композиции малых архитектурных форм различна.

В отдельных случаях вазы, устанавливаемые на ограждениях, балюстрадах, перилах лестниц, включа­ются в архитектуру этих малых форм и завершают их композицию (табл. 1-в, г, е).

Декоративные вазы с хорошо подобранными и по­саженными в них цветами служат украшением пар­ков и скверов.

Керамические вазы очень древнего происхождения.

Большую известность приобрели древние вазы: из виллы Мецената, сплошь покрытые тончайшим расти­тельным орнаментом, и известная ваза виллы Боргезе (рис. 1).

Вазы на небольших площадках в центре пересече­ния парковых дорожек либо на цветочных клумбах являются центром их композиции (табл. 4-д).

За время их существования, которое исчисляется ты­сячелетиями, были выработаны совершенные формы ваз, оказавшие влияние и на формы декоративных са­довых ваз. Стройные амфоры, легкие, вытянутые лекифы, плоские чаши, широкие кратеры, напоминающие чашу цветка, кувшинообразные гидрии и пелехи дают возможность широкого выбора форм при проектирова­нии декоративных ваз (табл. 2).

Мастера русского классицизма, прекрасно усвоив формы античного искусства, внесли в пластику ваз но­вые самобытные черты, свидетельствующие о влиянии народного искусства на форму и орнамент ваз. Искус­ство художественного литья, широко развитое в то время, позволило создать многочисленные образцы прекрасных чугунных ваз. Цветочные декоративные вазы у входа в Елагин дворец в виде больших витых ваз-корзинок, вазы-жертвенники у павильонов на Елагином острове, вазы в Летнем саду, Петродворце, Павловске и др. показывают высокое понимание фор­мы, материала ваз и техники их изготовления (рис. 2, 3; табл. 2).

Народное искусство изготовления изделий из кера­мики со всем многообразием их форм также обога­щает архитектуру декоративных ваз.

В советский период, когда одним из проявлений заботы о человеке является и небывалый размах бла­гоустройства улиц, парков, скверов, правильно нала­женное производство декоративных ваз приобретает большое значение.

Основными задачами при создании декоративных ваз являются:

а) правильный выбор масштаба вазы по отношению к окружающим ее предметам на месте установки;

б) выбор формы вазы;

в) правильный подбор тематики орнамента;

г) правильное решение пьедестала для вазы;

д) правильный подбор материала для изготовления вазы и постамента;

е) правильный выбор цвета вазы (цвет глазури или эмали керамических ваз, окраска рельефа пигментами на основе полихлорвиниловых смол, сграфитто и т. п.).

В зависимости от места установки вазы разделя­ются на:

а) Вазы, венчающие столбы оград. Они обычно небольших размеров, устанавливаются на верхушке столбов ограды. Вазы этого типа бывают открытые или закрытые.

б) Вазы на газонах. Устанавливаются на высоком пьедестале (при высокой траве газона). Высота пьедестала не менее полторы высоты самой вазы. При низкой зелени газона (с частой стрижкой) декоративные вазы можно ставить на низкие — 20—30-сантиметровые постаменты.

в) Вазы, устанавливаемые на балюстрадах и на ограждениях лестниц. По своей форме и объему они почти не отличаются от ваз, устанавливаемых на газонах.

г) Вазы, являющиеся центром цветочных клумб. Размещаются в центре клумбы на низком пьедестале, находящемся на одном уровне с землей; такие вазы обычно являются центром всей композиции цветочного рисунка клумбы и делаются иногда больших размеров (до 2 м высоты).

д) Вазы, устанавливаемые на пересечениях дорожек. Такие вазы завершают перспективу дорожек и служат ориентирами для движения.

е) Вазы, оформляющие входы в парки и др.

Для изготовления ваз применяют весьма различный материал. Большей частью вазы делаются из серого бетона. Следует отметить, что фактура и цвет бетона не вяжутся с зеленью парков и скверов, и такие вазы не достигают желаемого эффекта. Кроме того, бетонные вазы требуют частого ремонта.

При изготовлении бетонных ваз следует широко применять введение в бетон верхнего облицовочного слоя из мраморной крошки различных тонов, что обо­гащает фактуру бетона. Применяя обработку верхнего слоя бетонных ваз способом сграфитто либо окраши­вая рельеф пигментами на основе полихлорвиниловых смол, можно получить красивую цветную с небольшим рельефом поверхность.

Значительное место в производстве ваз должна занять керамика. Цветистость керамических ваз, воз­можность использования для их изготовления местных сырьевых ресурсов, их невысокая стоимость позволяют широко внедрять керамику в производство ваз.

При наличии мягких пород камней (известняки, песчаники, мраморы) вазы можно делать из этих мате­риалов.

Следует широко внедрять в производство ваз так­же металл (чугун, вторичный алюминий). Внутри ре­шетчатых металлических ваз обычно устанавливается футер для посадки цветов.

Но конструкции вазы бывают монолитные (цель­ные) или сборные, состоящие из нескольких частей. В сборных бетонных вазах части соединяются между со­бой посредством металлических штырей, заливаемых цементным раствором. Таким же способом вазы укреп­ляются и на пьедесталах. Для посадки растений вазы наполняются землей. В дне имеется отверстие.

Ассортимент цветов, высаживаемых в вазы, зави­сит от места их установки. Если вазы расположены высоко (на высоких пьедесталах, на столбах огражде­ний и т. п.), следует рекомендовать посадку аспарагуса-спендес в комбинации с пальмами. В вазах, устанавливаемых низко (на газонах и клумбах), высажи­ваются юкка, драцена, пальмы и т. п.

Цветочно-декоративные растения могут служить ма­териалом для устройства ваз из цветов, украшающих газоны и цветники, а также для устройства других малых архитектурных форм парка или сквера (бесед­ки, входы, перголы и т. п. ).

Вазы из цветов состоят из каркаса (дерево или тол­стая проволока), прочно укрепленного на месте. Кар­кас обтягивается проволочной сеткой с ячейками раз­мером 10 мм. В каркас насыпают по форме вазы хо­рошо увлажненную землю, внутрь вазы набивают мох, который периодически увлажняется через отверстия в земле вазы.

Для обсадки таких ваз применяются ковровые растения, высаживаемые в ячейках сетки (альтернан-тера яркокрасиая, альтернантера-верзиколер, альтер-нантера оливковая, ахирантес красный, седум голубой. мезем ориентамум и др.).

Устройство ваз и других скульптурных форм (терпиерное искусство) возможно также путем тщательной стрижки зеленых кустарников с приданием им желае­мой скульптурной формы. Для этой цели применяются буксус, бирючина, граб и г. п.

Широко распространенным элементом малых архи­тектурных форм являются урны для окурков и бумаг, расставляемые вдоль улиц и аллей.

Урны— это специальные емкости, предназначенные для сбора и кратко­временного хранения случайного бытового мусора в целях обеспечения чис­тоты территории и соблюдения санитарно-гигиенических требований. Урна должна быть малозаметной и небольшой (высотой — до 80 см при ширине не более 50 см), состоять из двух частей: оболочки и вынимаемого мусоросбор­ника. Оболочку изготавливают из бетона с простой или орнаментной поверх­ностью, дерева, металла, асбестоцемента, керамики, дюралюминия.

Мусоросборник изготавливают из нержавеющего металла в виде контейне­ра, имеющего форму оболочки, с приспособлением для его извлечения из оболочки. Урны могут быть:

• стационарные на опорах, установленных с бетонным фундаментом ста­каном;

• прикрепляемые к стене здания или сооружения;

• свободно стоящие на грунте.

Расставляют урны по кромкам дорожек и площадок на расстоянии не ме­нее 0,8 м от скамей, в зоне торговых киосков. Окрашивают урны в нейтраль­ные цвета, сочетающиеся с зелеными насаждениями.

Мусорные контейнеры заводского изготовления устанавливают на хозяйствен­ной площадке паркового объекта для сбора и временного хранения накоплен­ного в урнах бытового мусора. Они приспособлены для погрузки, разгрузки и перевозки автомашинами-мусоровозами.

Урны должны быть внешне хорошо оформлены, устойчивы и удобны для опорожнения. Следует отметить, что на практике последнее требование часто игно­рируется. В настоящее время существующие урны разгружаются (ввиду затрудненности их опрокидыва­ния) руками или через отверстие в дне, что противо­речит санитарно-гигиеническим требованиям. Во избе­жание этого в урну следует вставлять легко вынимаю­щиеся металлические стаканы из кровельного железа.

Материалом для изготовления урн служит бетон с введенной в его верхний слой мраморной крошкой, се­рый чугун либо керамика с чугунной оправой.

Урны устанавливаются вдоль улиц и аллей, возле скамей отдыха, в местах наибольшего скопления отды­хающих, на расстоянии 60—80 м друг от друга.