|  I. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
  |  
  |  Термин
  |   Использование средства в данном тексте
  |  
  |  
  |   
  |  
  |  Ключевые
 слова
  |   Тургеневское творчество, образ дома (семейное гнездо), очарование, читают ли?
  |  
  |  Опорные
 предложения
  |   1)...В двадцатом веке… стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
 2) Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался,"нет счастья вне семьи, вне родины".
 3) Но читают ли сегодня Тургенева и Толстого не на Западе, а в России?
  |  
  |  Лексико-
 семантические
 поля.
  |   1) Творчество: произведение, писатель, Тургенев, Лев Толстой, творчество, мелодия, книга, перевод, описание природы, образ, школьная программа, читать.
 2) Родина: дом, отчий дом, сад, семья, родина, Россия, Ясная Поляна, беженцы.
 3) Чувства и эмоции: увлечение, тяготение, легко и весело, привязанность, очарование, волновать сердце, тосковать, надежда, мечта
  |  
  |  Видо-
 временной
 фон
 текста
  |   Основной фон - настоящее время, причём с разными оттенками значений: в первом и последнем абзаце – это настоящее актуальное (в последние годы, сегодня); во втором абзаце – это абстрактное настоящее; в третьем – настоящее историческое, используемое вместо прошедшего времени (Лев Толстой… создаёт , … покидает вместо создавал, покинул). При экскурсе в прошлое (в 1-м и 2-м абзацах) основной фон текста сменяется на прошедшее время
  |  
  |  Лексический повтор
  |   Тургенев, дом, произведение 
  |  
  |  Однокоренные слова
  |   Тургенев – тургеневский; семья – семейный; писать – писатель - описание; пережить – жизнь. 
  |  
  |   |    
  |  
  |  Продолжение табл. 3.6
  |  
  |  
  |   
  |  
  |  Лексические синонимы
  |   Произведение – книга 
  |  
  |  Антонимы
  |    
  |   Запад – Россия
  |  
  |  Метатекстовые
 средства
  |   1-й абзац: Учёные заметили, что…(ссылка на чужое мнение); Однако…(выражает уступительные отношения = несмотря на это);
 2-й абзац: Трудно сказать…; Может быть… (указывает на неполную достоверность сообщаемого, на сомнение автора текста);
 3-й абзац: И…(= вот и, вводит добавочный аргумент);
 4-й абзац: Но…(выражает сопоставительные отношения); Ведь…(вводит причинное обоснование предшествующего высказывания)
  |  
  |  Слова-
 заместители:
  |   1-й абзац: Это увлечение (заменяет часть предшествующего предложения, начиная со слов в последние годы и до конца);
 2-й абзац: О них (заменяет предшествующее предложение Дом, сад, семья...);
 3-й абзац: Этот поступок (заменяет фрагмент предшествующего предложения в конце жизни покидает собственный дом в Ясной Поляне); 
 4-й абзац: в стране, наводнённой беженцами (перифраза, заменяющая словоформу в России)
  |  
  |  II. Специфика членения текста
  |  
  |  Единица
 членения
  |   Коли-чество
  |    
 Комментарий
  |  
  |  Абзац
  |   
  |   Второй и третий абзацы составляют одно сложное синтаксическое целое, в котором раскрывается тема дома в творчестве И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого
  |  
  |  ССЦ
  |   
  |  
  |  Функционально-
 смысловые типы
 речи
  |    
 
  |   Данный текст можно охарактеризовать как описание с элементами рассуждения. Объектами описания являются: современное общество (1-й абзац), творчество И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого (2-й и 3-й абзацы), а также современная Россия (последнее предложение 4-го абзаца).
 Элементы рассуждения содержатся во всех абзацах:
 в 1-м абзаце – указание причин возросшего интереса к творчеству И.С. Тургенева на Западе;
 во 2-м абзаце – объяснение тяготения писателя к теме дома, семьи, родины;
 в 3-м абзаце – установление связи между проблематикой творчества Л.Н. Толстого и его уходом из семьи и бегством из Ясной Поляны;
 в 4-м абзаце – указание на причину возможного интереса к творчеству И.С. Тургенева в России
  |  
  |  III. Субъектная организация текста
  |  
  |  Точка зрения
  |   Её выражение в данном тексте
  |  
  |  Авторская
  |   Трудно сказать, сохраняют ли даже самые лучшие переводы необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование
  
  |  
  |   
 Окончание табл. 3.6
  |  
  |  
  |   
  |  
  |  Обобщённо-неопределённая
  |   Ø На Западе возрос интерес к произведениям русского писателя И.C. Tургенева
 Ø Это увлечение объясняют следующим образом
 Ø Люди почувствовали странное, необъяснимое тяготение к… 
 Ø Стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
 Ø Ведь дом в стране, наводнённой беженцами, становится для многих последней, единственной надеждой или мечтою
  |  
  |  Чужая
  |   учёных
 Тургенева
 Толстого
 читателей
 Тургенева
  |    
 Ø Учёные заметили, что…
  |  
  |  Ø …пленявшую его прелесть семейного гнезда и волновавшую сердце стихию любви. Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался,"нет счастья вне семьи, вне родины"
  |  
  |  Ø Лев Толстой почти в каждом своём произведении создаёт образ дома
 Ø …Исключительно важную роль играла семья, дом в его жизни
  |  
  |  Ø …необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование тургеневских описаний природы
  
  |  
  |   |    |    |    |    |    |    |    |    |