Образец лингвистического анализа текста

Функции заголовка в тексте

Функция Сущность функции Комментарий
Информативная Реализуется в сообщении адресату основного смысла, темы, идеи текста, например: повесть В. Астафьева «Царь-рыба»; монография М. Гаспарова «О русской поэзии»; сборник документов «Права человека»; статья в журнале «Профессия – каскадёр»   Является универсальной для текстов всех функциональных стилей. Особенно характерна для деловых и научных текстов  
Аппелятивная Выражается в обращении автора к личному опыту адресата, в т. ч. к его фоновым знаниям, например, заголовки журнальных статей: «Эстафета наступания на грабли», «Грузинские песни о главном»  
Окончание табл. 3.5
Экспрессивная Заключается в выражении оценки, чувств и эмоций автора, например: повесть А.П. Чехова «Попрыгунья»; стихотворение В. Маяковского «О дряни» Аппелятивная, экспрес­сив-ная и рекламная функции особенно свой­ственны публицистиче­ским текстам и вообще материалам СМИ. Рекламная функция при­суща также произведени­ям «псевдохудожествен­ной» (бульварной) литературы
Рекламная Состоит в привлечении внимания адресата к данному тексту, например, заголовки журнальных статей: «Крокодил на воздушной подушке», «Обидно. ру»

 

Часто в заголовке одновременно реализуется не одна функция, а несколько. Например, заголовок известной статьи А.И. Солженицына «Образованщина» выполняет наряду с информативной функцией (отражает проблематику) и экспрессивную, поскольку в авторском неологизме (т. н. окказионализме) суффикс -щин- передаёт негативную авторскую оценку отображаемого явления.

Кроме того, любой заголовок выполняет репрезентативную (представительскую) функцию. Находясь вне текста, он является своеобразной «визитной карточкой» конкретного речевого произведения в перечне литературы, в библиографических списках и указателях, в каталогах и т. д. Вместе с указанием автора заголовок является одним из способов «свёртывания» текста.

 

► Существуют ли тексты, в которых отсутствует абзацное членение? Ответ аргументируйте.

► Существуют ли тексты без заголовка? Ответ аргументируйте.

► Почему рубрикация характерна именно для делового и научного текста?

► С какой целью рубрикация используется в художественном тексте?

► Можно ли говорить о композиции применительно к объявлению о предстоящем отключении воды, вывешенном в подъезде жилого дома?

 

Рассмотрим, каким образом названные языковые средства обеспечивают смысловое и структурное единство текста, на конкретном примере – фрагменте из статьи И.Золотусского, посвящённой актуальности творчества русского писателя-классика И.С. Тургенева для наших современников:

Учёные заметили, что в последние годы на Западе возрос интерес к произведениям русского писателя И.C. Tургенева. Это увлечение тургеневским творчеством объясняют следующим образом. Люди пережили в двадцатом веке несколько революций: техническую, сексуальную, музыкальную. Однако в конце концов почувствовали странное, необъяснимое тяготение к тому, от чего так легко и весело отказались прежде: к душевным человеческим привязанностям и отношениям, к гармоническим мелодиям, к отчему дому. Стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.

Трудно сказать, сохраняют ли даже самые лучшие переводы необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование тургеневских описаний природы, всегда пленявшую его прелесть семейного гнезда и волновавшую сердце стихию любви. Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался, "нет счастья вне семьи, вне родины".

И другой великий писатель, Лев Толстой, почти в каждом своём произведении создаёт образ дома, а в конце жизни покидает собственный дом в Ясной Поляне. Этот символический поступок свидетельствует о том, какую исключительно важную роль играла семья, дом в его жизни.

Но читают ли сегодня Тургенева и Толстого не на Западе, а в России? Не по школьной программе, а в более зрелые годы? Ведь дом в стране, наводнённой беженцами, становится для многих последней, единственной надеждой или мечтою.

Результаты лингвистического анализа данного текста представлены в табл. 3.6.

Таблица 3.6