Образец лингвистического анализа текста
Функции заголовка в тексте
Функция | Сущность функции | Комментарий |
Информативная | Реализуется в сообщении адресату основного смысла, темы, идеи текста, например: повесть В. Астафьева «Царь-рыба»; монография М. Гаспарова «О русской поэзии»; сборник документов «Права человека»; статья в журнале «Профессия – каскадёр» | Является универсальной для текстов всех функциональных стилей. Особенно характерна для деловых и научных текстов |
Аппелятивная | Выражается в обращении автора к личному опыту адресата, в т. ч. к его фоновым знаниям, например, заголовки журнальных статей: «Эстафета наступания на грабли», «Грузинские песни о главном» | |
Окончание табл. 3.5 | ||
Экспрессивная | Заключается в выражении оценки, чувств и эмоций автора, например: повесть А.П. Чехова «Попрыгунья»; стихотворение В. Маяковского «О дряни» | Аппелятивная, экспрессив-ная и рекламная функции особенно свойственны публицистическим текстам и вообще материалам СМИ. Рекламная функция присуща также произведениям «псевдохудожественной» (бульварной) литературы |
Рекламная | Состоит в привлечении внимания адресата к данному тексту, например, заголовки журнальных статей: «Крокодил на воздушной подушке», «Обидно. ру» |
Часто в заголовке одновременно реализуется не одна функция, а несколько. Например, заголовок известной статьи А.И. Солженицына «Образованщина» выполняет наряду с информативной функцией (отражает проблематику) и экспрессивную, поскольку в авторском неологизме (т. н. окказионализме) суффикс -щин- передаёт негативную авторскую оценку отображаемого явления.
Кроме того, любой заголовок выполняет репрезентативную (представительскую) функцию. Находясь вне текста, он является своеобразной «визитной карточкой» конкретного речевого произведения в перечне литературы, в библиографических списках и указателях, в каталогах и т. д. Вместе с указанием автора заголовок является одним из способов «свёртывания» текста.
► Существуют ли тексты, в которых отсутствует абзацное членение? Ответ аргументируйте.
► Существуют ли тексты без заголовка? Ответ аргументируйте.
► Почему рубрикация характерна именно для делового и научного текста?
► С какой целью рубрикация используется в художественном тексте?
► Можно ли говорить о композиции применительно к объявлению о предстоящем отключении воды, вывешенном в подъезде жилого дома?
Рассмотрим, каким образом названные языковые средства обеспечивают смысловое и структурное единство текста, на конкретном примере – фрагменте из статьи И.Золотусского, посвящённой актуальности творчества русского писателя-классика И.С. Тургенева для наших современников:
Учёные заметили, что в последние годы на Западе возрос интерес к произведениям русского писателя И.C. Tургенева. Это увлечение тургеневским творчеством объясняют следующим образом. Люди пережили в двадцатом веке несколько революций: техническую, сексуальную, музыкальную. Однако в конце концов почувствовали странное, необъяснимое тяготение к тому, от чего так легко и весело отказались прежде: к душевным человеческим привязанностям и отношениям, к гармоническим мелодиям, к отчему дому. Стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
Трудно сказать, сохраняют ли даже самые лучшие переводы необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование тургеневских описаний природы, всегда пленявшую его прелесть семейного гнезда и волновавшую сердце стихию любви. Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался, "нет счастья вне семьи, вне родины".
И другой великий писатель, Лев Толстой, почти в каждом своём произведении создаёт образ дома, а в конце жизни покидает собственный дом в Ясной Поляне. Этот символический поступок свидетельствует о том, какую исключительно важную роль играла семья, дом в его жизни.
Но читают ли сегодня Тургенева и Толстого не на Западе, а в России? Не по школьной программе, а в более зрелые годы? Ведь дом в стране, наводнённой беженцами, становится для многих последней, единственной надеждой или мечтою.
Результаты лингвистического анализа данного текста представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6