УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Первый учебный вопрос

ВВЕДЕНИЕ

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Слайды к лекции


Боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка.

Организационные основы и задачи боевой подготовки определяются в уставах, приказах и директивах Министра внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующего внутренними войсками МВД России, ОМУ на текущий год, наставлениях, программах, курсах стрельб и вождения, сборниках нормативов по боевой подготовке и других нормативных правовых актах.

Боевая выучка– комплекс знаний, умений и навыков личного состава войск, его морально-психологических и физических качеств; обученность и слаженность подразделений, воинских частей, соединений, органов управления и их способность вести боевые действия в различных условиях обстановки или выполнять другие задачи в соответствии с предназначением. Боевая выучка является важнейшим показателем боевой готовности и достигается всей системой боевой подготовки. Боевая выучка включает полевую, воздушную и морскую выучку1.

Боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением2.

Боевая подготовкапроводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, воинских частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них служебно-боевые (боевые) задачи. В мирное время она является основным содержанием повседневной деятельности войск (сил).

 


 

Учебно-материальная база боевой подготовки – это совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов (районов местности), предназначенных для обеспечения обучения и воспитания военнослужащих, слаживания подразделений, воинских частей и их органов управления в соответствии с планами и программами боевой подготовки, а также для проведения военно-научных исследований.

УМБ создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск, специфики их применения и должна обеспечивать качественное выполнение задач боевой подготовки по всем предметам обучения, достижение высокого уровня полевой выучки войск и физической подготовки личного состава, проведение слаживания органов управления. Учебные объекты и поля должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность, автономность, оборудоваться на местности, характерной для выполнения СБЗ, и соответствовать установленным для них требованиям безопасности.

УМБ боевой подготовки подразделяется на полевую, приказарменную, переносную и классную.

Полевая УМБ предназначена: для отработки и совершенствования тактической (тактико-специальной), специальной и общевойсковой подготовки отдельных военнослужащих, подразделений, воинских частей (подразделений) в условиях, максимально приближенных к боевым; для проведения мероприятий боевого слаживания в особый период; для проведения исследований в области тактики применения подразделений, частей (подразделений); для испытаний новых образцов вооружения и военной техники. Учебные объекты полевой УМБ могут быть постоянными и временными.

Основой полевой УМБ является учебный центр (войсковое стрельбище)1.

Учебный центр включает в себя:

специально отведенный земельный (водный) участок с воздушным пространством над ним; учебные объекты, полигонное, специальное, инженерное оборудование.

В состав учебных объектов учебного центра входят:

тактические учебные поля для подготовки мелких подразделений; тактические учебные поля для проведения ТУ (ТСУ); учебные поля для подготовки подразделений. Войсковые стрельбища, директрисы, огневые городки, винтовочные артиллерийские полигоны, автодромы, танкодромы, машинодромы, вододромы, учебные комплексы для подготовки подразделений, а также для специальной подготовки подразделений, специальные учебные места и другие элементы могут быть составной частью учебного центра, а также располагаться отдельно, вблизи ППД воинских частей (подразделений).

Приказарменная УМБ предназначена для проведения теоретических и практических занятий, тренировок, отработки нормативов по боевой подготовке. Она оборудуется исходя из условий ее оперативного использования и снижения потерь времени на перемещение подразделений к местам занятий и может включать: городки стрелковый, ТПВВ; стрелковые тиры, миниатюр-полигоны; спортивные сооружения; строевые плацы (площадки); оборудованные по упрощенной схеме автодромы (танкодромы), учебные поля на сокращенных расстояниях между элементами боевых порядков для подготовки специалистов и подразделений наземной и зенитной артиллерии, учебные, тренажерные и лабораторные корпуса (комплексы, классы) и другие объекты.

Емкость приказарменной УМБ должна обеспечивать выполнение норм проведения занятий, тренировок, предусмотренных программами, курсами по боевой подготовке для всего личного состава воинских частей (подразделений) согласно расписанию занятий.

Классная УМБ предназначена для проведения теоретических и практических занятий в учебных помещениях в целях обучения военнослужащих как индивидуально, так и в составе экипажей, смен, групп, расчетов, подразделений.

Основой классной УМБ являются специализированные и многопрофильные классы.

Специализированные учебные классы предназначены для проведения занятий по отдельным (специальным) предметам обучения (дисциплинам).

Многопрофильные учебные классы предназначены для проведения занятий по любому предмету обучения со специализацией практической подготовки по одному из них. В своей основе многопрофильные классы должны иметь специализацию для подготовки по специальности.

Переносная УМБ (полевая экипировка специалистов и подразделений наземной и зенитной артиллерии) предназначена для проведения теоретических и практических занятий, отработки нормативов и проведения тренировок по предметам обучения с личным составом подразделений (выполнения огневых задач Курса подготовки артиллерии и упражнений Курса стрельб зенитной артиллерии).

Состав, количество, комплектность переносной УМБ, как правило, определяется решением командира, исходя из специфики боевой подготовки подразделений и их служебно-боевого предназначения. Она создается в каждом подразделении, равном роте (отдельному взводу).

В воинских частях кадра создаются комплекты переносной УМБ на штатные подразделения военного времени. Для проведения занятий в ходе боевого слаживания в них закладываются планы-конспекты, необходимая учебная и методическая литература.

Переносная УМБ создается силами подразделений в рамках изобретательской и рационализаторской работы с использованием учебного имущества, приборов и приспособлений, поставляемых промышленностью в соответствии с нормами снабжения.

Техническое оснащение УМБ включает в себя: установленные на учебных объектах и привлекаемые на занятия (учения) вооружение и военную технику учебной, учебно-боевой, боевой, учебно-строевой, строевой и транспортной групп эксплуатации; учебные образцы вооружения и военной техники; учебные боеприпасы, макеты и действующие стенды; учебно-тренировочные средства и тренажеры; учебное имущество и вспомогательные средства обучения, полигонное оборудование и оборудование, предназначенное для электрификации и автоматизации учебных полей (объектов) и классов, учебную и методическую литературу и другое.

Основой технического оснащения УМБявляются учебно-тренировочные средства, которые представляют собой системы (комплекты) приборов, узлов, агрегатов и приспособлений, максимально имитирующих устройство и работу наиболее важных отделений, узлов и частей образцов вооружения и военной техники и предназначены для формирования у обучаемых знаний, умений и выработки твердых навыков в действиях на технике и при вооружении, необходимых для выполнения боевых задач на реальных образцах.

К учебно-тренировочным средствам относятся:

учебно-тренировочные комплексы;

комплексные и индивидуальные тренажеры;

учебные (учебно-боевые) агрегаты, машины и системы ВВТ (комплексы);

технические средства обучения (обучающие устройства, компьютеры, аудио - видеоаппаратура и тому подобное).

По форме использования учебно-тренировочные средства, тренажеры, учебное имущество могут разделяться на стационарные и мобильные (переносные).

Перечень, количество необходимых учебных объектов, полей и порядок их оборудования для каждого учебного объекта (учебного поля) составляется исходя из требований уставов, программ боевой подготовки, соответствующих наставлений, руководств и курсов.

Размещение учебных объектов должно производиться с учетом требований безопасности при организации и проведении занятий (учений), а также обеспечивать автономность их использования.

Приказом командира воинской части все объекты УМБ на учебный год закрепляются за подразделениями.

Совершенствование (развитие) УМБ – это система мер, направленных на приведение ее в соответствие уровню и техническим возможностям применяемых образцов вооружения и военной техники, а также требованиям руководящих документов, регламентирующих боевую подготовку войск. Оно включает строительство новых объектов, реконструкцию, расширение, текущий и капитальный ремонты существующих учебных объектов, оснащение и оборудование их новыми образцами учебно-тренировочных средств и оборудования, внедрение изобретений и рационализаторских предложений.

Основной объем работ по подготовке УМБ, как правило, проводится в подготовительный период. Для этого в соответствии с решением командира воинской части о закреплении объектов УМБ и планируемым объемом работ назначаются старшие по проведению работ на объекте, определяется объем работ и сроки их проведения, состав подразделений (команд), материальное обеспечение, выделение техники и порядок проверки готовности объекта. Старший на объекте составляет план проведения работ и утверждает его у командира воинской части.

В течение периода обучения проводится подготовка учебного объекта к занятию, его обслуживание в процессе эксплуатации и после проведения занятия, по мере необходимости проводятся восстановительные работы в парково-хозяйственные дни.

Контроль готовности учебных объектов (полей) к началу учебного периода (года) проводится группами контроля, в состав которых назначаются заместители командира, начальники родов войск и служб, офицеры управления и штаба воинской части.

Порядок подготовки учебных объектов (полей) к занятиям, эксплуатации, восстановления, приема у начальника объекта (полигона) и сдачи по окончании занятий определяется соответствующими руководящими документами и конкретизируется указаниями (инструкциями) командира воинской части.

Все работы на объектах УМБ проводятся под руководством начальника учебного объекта. На подразделения (команды), проводящие работы по подготовке учебного объекта (поля) к занятию, возлагаются: подготовка учебного объекта (поля), обслуживание учебно-тренировочных средств, вывоз и установка в поле мишенных установок и установка на них мишеней без подключения к источникам электроэнергии; проверка (установка) препятствий, расчистка путепроводов и рубежей появляющихся целей (вырубка кустарника, поросли в секторе стрельбы), подготовка учебных мест и тыловой зоны. По окончании занятий командиры подразделений должны обеспечить: выполнение работ по приведению в порядок и сдаче учебного объекта (поля), оборудования, инвентаря, имущества, жилых и подсобных помещений; восстановление выведенного оборудования, разрушенных коммуникаций, сооружений и возмещение установленным порядком причиненного ущерба; оказание помощи личному составу полигона (объекта) в сборе и обслуживании полигонного оборудования; проведение работ по розыску неразорвавшихся боеприпасов и разминированию территории учебного центра (учебного объекта, поля).

Для создания новой и совершенствования существующей УМБ в воинских частях организуется изобретательская и рационализаторская работа. Она планируется и проводится в соответствии с требованиями приказов и Положения об изобретательской и рационализаторской работе во внутренних войсках.

В воинской части разрабатываются тематические планы и план мероприятий по изобретательской и рационализаторской работе на год (полгода). На их основе определяется потребность в денежных и материальных средствах на внедрение изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ.

Тематика изобретательской и рационализаторской деятельности по совершенствованию УМБ определяется на основе опыта, выводов и перспектив боевой подготовки войск.

Для обобщения и внедрения передового опыта, изобретений и рационализаторских предложений по совершенствованию УМБ комиссиями воинских частей по изобретательству составляются отчеты об итогах изобретательской и рационализаторской работы.