Виды управленческих решений
Процесс принятия управленческого решения
Управленческие решения
Решение - выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Процесс принятия решений, кроме выбора, включает процесс идентификации проблемы, а также
Модели принятия управленческого решения:
1. Классический (рациональный)
· Четкость целей
· Осознание проблемы
· Наличие достаточной информации
· Достаточное количество вариантов решения проблемы
· Сложность решения проблемы и время не имеют большого значения
· Главное – чтобы решение было оптимальным, самым лучшим
2. Административная модель (модель ограниченной рациональности). Рациональность не абсолютна
· Проблемы не выявлены
· Цели не очевидны
· Мало информации (или она некачественна). Имеет место неопределенность
· Ограниченность во времени
· Невозможно принятие экономически рационального решения. Менеджером принимается удовлетворительное решение
3. Политическая (иррациональная). Ограниченная рациональность
· Полная неопределенность. Информации минимум
· Конфликт целей
· Ограниченное количество вариантов и времени
· Решения сложны и требуют участия многих людей
· Наличие конфликтов (разные взгляды)
Факторы выбора модели принятия решения:
1. Степень риска
2. Неопределенные ситуации
3. Степень запрограммированности решений
4. Личное предпочтение
1. Сбор информации о возможных проблемах
2. Выявление проблемы
3. Определение целей и выбор критериев
4. Нахождение возможных вариантов
5. Оценка вариантов по выбранному критерию
6. Выбор лучшего оптимального варианта
7. Корректировка и согласование решений с исполнителями
8. Реализация решения
9. Контроль
Ошибки при разработке управленческого решения:
1. Исходное предпочтение одному варианту. Остальные заведомо получают сопротивление
2. Руководитель придерживается выбранного решения, даже если процесс реализации показывает его ошибочность
3. Решение принимается на основе опыта и интуиции. Высокий риск
Критерии оценки решений:
1. Реализуемость
2. Обоснованность. Решение должно иметь экономическое, юридическое, математическое обоснование
3. Эффективность. Результаты от решения больше затрат на данное решение
1. По степени определенности ситуации
· В условиях определенности
· В условиях неопределенности
· В условиях риска
2. По характеру цели
· Стратегические
· Тактические
· Оперативные
3. По основаниям
· Запрограммированные
· Незапрограммированные
4. По алгоритму
· Рациональные
· На суждениях
· Интуитивные
5. По содержанию задачи
· Экономич.
· Политич
· Технические
· И т.д.
6. По степени охвата
· Общие
· Частные
· Локальные
7. От характера
· Осторожные (уравновешенные). Рассматриваются все варианты, низкая степень риска, четко сформулированная идея
· Импульсивные. Есть идеи в неограниченном количестве, но нет возможности из проверить, уточнить, оценить
· Инертные. Результат осторожного поиска, но нет в них оригинальности, новаторства. Низкие затраты
· Рискованные. Все просчитывается, но сознательно выбираются рискованные решения
Мотивация как функция управления
Мотивация – совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к определенным действиям.
Менеджер должен знать:
1. Структура этих сил
2. Как человек реагирует на внешнее воздействие
3. Влияние мотивации на результаты деятельности
Внутренние силы – совокупность мотивов, носят персональный характер. Поэтому в течение жизни человек меняет структуру мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать.
Принципы мотивации:
· Полимотивированность – одновременное влияние множества мотивов на человека
· Иерархия мотивов. У разных категорий работников разная иерархия потребностей
· Принцип справедливости. Работник сравнивает свои усилия, свой вклад в работу с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Испытывает чувство несправедливости, если ему недоплачивают
· Принцип подкрепления. Если поведение человека приводит к положительным результатам, человек стремится повторить свое поведение. Подкрепление м.б. положительным (в виде вознаграждения) и негативным (в виде наказания).
· Динамичность мотивации. У человека в течение жизни меняется структура мотивов.
· Принцип компенсаторных отношений между мотивами. Недостаточная удовлетворенность одних мотивов компенсируется выполнением других мотивов.
Процесс мотивации состоит их этапов:
1. Возникновение потребности
2. Поиск путей устранения потребности
3. Определение направления действия
4. Осуществление действия
5. Получение вознаграждения за выполнение действия
6. Устранение потребности
Стимулы:
1. Материально-денежные
2. Материальные не денежные
3. Моральные
4. Стимулирование интересной работой (командировки, гранты, участие в программах)
5. Временем (гибкий график работы)
6. Стимулирование осуществлением желания (хобби)