Виды управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения

Управленческие решения

Решение - выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Процесс принятия решений, кроме выбора, включает процесс идентификации проблемы, а также

Модели принятия управленческого решения:

1. Классический (рациональный)

· Четкость целей

· Осознание проблемы

· Наличие достаточной информации

· Достаточное количество вариантов решения проблемы

· Сложность решения проблемы и время не имеют большого значения

· Главное – чтобы решение было оптимальным, самым лучшим

2. Административная модель (модель ограниченной рациональности). Рациональность не абсолютна

· Проблемы не выявлены

· Цели не очевидны

· Мало информации (или она некачественна). Имеет место неопределенность

· Ограниченность во времени

· Невозможно принятие экономически рационального решения. Менеджером принимается удовлетворительное решение

3. Политическая (иррациональная). Ограниченная рациональность

· Полная неопределенность. Информации минимум

· Конфликт целей

· Ограниченное количество вариантов и времени

· Решения сложны и требуют участия многих людей

· Наличие конфликтов (разные взгляды)

 

Факторы выбора модели принятия решения:

1. Степень риска

2. Неопределенные ситуации

3. Степень запрограммированности решений

4. Личное предпочтение

 

1. Сбор информации о возможных проблемах

2. Выявление проблемы

3. Определение целей и выбор критериев

4. Нахождение возможных вариантов

5. Оценка вариантов по выбранному критерию

6. Выбор лучшего оптимального варианта

7. Корректировка и согласование решений с исполнителями

8. Реализация решения

9. Контроль

 

Ошибки при разработке управленческого решения:

1. Исходное предпочтение одному варианту. Остальные заведомо получают сопротивление

2. Руководитель придерживается выбранного решения, даже если процесс реализации показывает его ошибочность

3. Решение принимается на основе опыта и интуиции. Высокий риск

 

Критерии оценки решений:

1. Реализуемость

2. Обоснованность. Решение должно иметь экономическое, юридическое, математическое обоснование

3. Эффективность. Результаты от решения больше затрат на данное решение

 

1. По степени определенности ситуации

· В условиях определенности

· В условиях неопределенности

· В условиях риска

2. По характеру цели

· Стратегические

· Тактические

· Оперативные

3. По основаниям

· Запрограммированные

· Незапрограммированные

4. По алгоритму

· Рациональные

· На суждениях

· Интуитивные

5. По содержанию задачи

· Экономич.

· Политич

· Технические

· И т.д.

6. По степени охвата

· Общие

· Частные

· Локальные

7. От характера

· Осторожные (уравновешенные). Рассматриваются все варианты, низкая степень риска, четко сформулированная идея

· Импульсивные. Есть идеи в неограниченном количестве, но нет возможности из проверить, уточнить, оценить

· Инертные. Результат осторожного поиска, но нет в них оригинальности, новаторства. Низкие затраты

· Рискованные. Все просчитывается, но сознательно выбираются рискованные решения

 

 

Мотивация как функция управления

Мотивация – совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к определенным действиям.

Менеджер должен знать:

1. Структура этих сил

2. Как человек реагирует на внешнее воздействие

3. Влияние мотивации на результаты деятельности

Внутренние силы – совокупность мотивов, носят персональный характер. Поэтому в течение жизни человек меняет структуру мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать.

Принципы мотивации:

· Полимотивированность – одновременное влияние множества мотивов на человека

· Иерархия мотивов. У разных категорий работников разная иерархия потребностей

· Принцип справедливости. Работник сравнивает свои усилия, свой вклад в работу с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Испытывает чувство несправедливости, если ему недоплачивают

· Принцип подкрепления. Если поведение человека приводит к положительным результатам, человек стремится повторить свое поведение. Подкрепление м.б. положительным (в виде вознаграждения) и негативным (в виде наказания).

· Динамичность мотивации. У человека в течение жизни меняется структура мотивов.

· Принцип компенсаторных отношений между мотивами. Недостаточная удовлетворенность одних мотивов компенсируется выполнением других мотивов.

Процесс мотивации состоит их этапов:

1. Возникновение потребности

2. Поиск путей устранения потребности

3. Определение направления действия

4. Осуществление действия

5. Получение вознаграждения за выполнение действия

6. Устранение потребности

Стимулы:

1. Материально-денежные

2. Материальные не денежные

3. Моральные

4. Стимулирование интересной работой (командировки, гранты, участие в программах)

5. Временем (гибкий график работы)

6. Стимулирование осуществлением желания (хобби)