Причины народного недовольства

Итоги

Архитектура, живопись, литература, театр

Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Только в Петербурге построены Летний дворец Петра, Адмиралтейство, Гостиный двор, здание 12 коллегий, Кунсткамера и др.

Петербург - первый российский город, построенный по плану, с прямыми улицами, типовыми зданиями, многие из которых сами походили на дворцы.

Даже церковные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Петропавловский собор, увенчанный 112-метровым шпилем, походил не на русские храмы, а на прибалтийские протестантские церкви.

Преобладающим архитектурным стилем эпохи стало так называемое "русское (петровское) барокко" с характерной для него пышностью, торжественностью, причудливостью форм.

Крупнейшие архитекторы эпохи:

· Д. Трезини. Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий в Петербурге.

· И. Коробов. Гостиный двор в Москве.

· И. Зарудный. Меншикова башня в Москве.

В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Портреты начала XVIII в. в отличие от парсун XVII в. полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры.

Крупнейшие живописцы эпохи:

· И. Никитин. Портреты канцлера Головкина, графа Строганова, посмертный портрет Петра I.

· А. Матвеев. Автопортрет с женой.

Для литературы I четверти XVIII в. характерно появление нового жанра - истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких странах (немыслимый мотив для литературы московского периода!) и всегда добивающийся успеха.

В I четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в "комедийной хоромине" на Красной площади в Москве стали разыгрывать пьесы иноземных авторов немецкие актеры. Позже появился театр Славяно-греко-латинской академии, в котором была русская труппа и ставились пьесы на современные темы.

Для развития культуры господствующих слоев российского общества в I четверти XVIII в. характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Преобразования в области культуры (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства.

На что следует обратить внимание при ответе:

Важно показать, что петровская политика в области культуры была теснейшим образом связана с преобразованиями плитического строя и экономики.

Как и в других областях, преобразования были во многом подготовлены в течение XVII в., когда происходило постепенное обмирщение культуры.

ТЕМА 34. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ НАЧАЛА XVIII ВЕКА

Стремление Петра I в короткие сроки реформировать Россию и превратить ее в великую державу дорого обходилось народу.

Крестьяне, которых сгоняли на строительство флота в Воронеже, отрывались от хозяйства, страдали от непосильного труда. Они постоянно роптали, а многие бежали. В 1698 г. рабочие взбунтовались. После подавления восстания царь окружил Воронеж войсками, а за побеги приказал вешать.

С 1703 г. развернулось строительство Петербурга. Работные люди тысячами гибли от тяжелой работы, плохого питания и нездорового климата. Впоследствии говорили, что Петербург построен "на костях".

Стремясь создать массовую армию, Петр ввел рекрутские наборы. Служба в армии была пожизненной. Крестьянин, призванный в армию, навсегда покидал семью, был обречен провести всю жизнь в казарме. Рекрутские наборы каждый раз сопровождались волнениями.

Война привела к значительному росту налогов, которые для многих крестьян были непосильны. Из-за этого многие бросали хозяйство, скрывались в лесах или бежали на окраины, чаще всего на Дон, в казаки, и в Поволжье, где они работали бурлаками, грузчиками, рыбаками, или просто бродяжничали.