Мастер и Маргарита

Впервые Мастер появляется в тринадцатой гла­ве, перебравшись через общий балкон в палату к Ива­нушке. Его внешний облик («бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свеши­вающимся на лоб клоком волос») вызывает ассоциа­ции с Гоголем, а также и с самим Булгаковым. Очень много общего и в судьбах этих писателей. Сожженный роман, судьба писателя-сатирика объединяют Гоголя в Булгакова, а Мастера роднит с автором не только сожженный роман, но и бешеная травля со стороны критики, взаимоотношения с благополучной писа­тельской братией, чувство изгоя, даже черная шапочка с желтой буквой «М» и, конечно, его любовь.

Однако при сопоставлении становится очевид­ным, насколько отличается герой от своего прообра­за. Выиграв в лотерею сто тысяч, Мастер имеет воз­можность спокойно жить и творить в подвальчике Дома, в уютной крохотной Квартирке из двух комна­ток с печкой, с лампой под абажуром, среди книг. Об этом Булгаков мог только мечтать. Мастер пишет «роман о Пилате». Судьба посылает ему еще дар — любовь Маргариты. «Она сулила славу, гоняла его, <...> она дожидалась этих обещанных последних слов о пятом прокураторе Иудеи, на и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». Роман был закончен, отрывок, его напечатали, и на Мастера обрушились обвинения в «попытке протащить в печать апологию Иисуса Христа». Ариман, Лаврович, Латунский призывают «ударить по пилатчине». Для Мастера и его возлюбленной «настали совершенно безрадостные дни», которые повлекли за собой «болезнь» Мастера — страх. В приступе страха во время грозы он сжег свой роман, и прибежавшая среди ночи Маргарита успела выхватить из огня только «какую-то главу из середины романа». Этой же ночью Мастера арестовали по доносу мнимого друга Алоизия, а через три месяца, когда он вернулся, его квартирка была занята тем самым Алоизием. Мастер решает уйти в клинику Стравинского. Там он нашел покой, считая, что хуже его болезни в этом здании нет, и надеясь, что Маргарита забыла его.

Она не забыла. Без Мастера ее жизнь пуста и бессмысленна. У Маргариты есть все, о чем могла мечтать любая женщина: молодой, красивый, добрый, честный муж, крупный специалист, квартира в прекрасном готическом особняке близ Арбата. Она могла купить все, что ей понравится. Но «у нее не был детей, и счастья вообще не было». Без Мастера Маргарита глубоко несчастна, и самое ценное, что у нее есть — это фотография Мастера и «часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Тоска по возлюбленному толкнула Маргариту вступить в сговор с силами тьмы, она «стала ведьмой от горя и бедствий», приняла участие в бале сатаны в надежде вернуть себе возлюбленного. Когда же пришел момент расплаты, она вдруг вместо задуманного просит, чтобы Фриде перестали подавать платок. Из тысяч висельников и страшных преступников, которые прошли перед ней нескончаемой чередой во время бала, бездетная Маргарита посочувствовала почему-то именно Фриде, задушившей своего ребенка платком и закопавшей его в лесу. Опять милосердие творится руками человека, который понимает преступника. Характерно, что на вопрос Маргариты: «А где же хозяин кафе?» (который соблазнил Фриду), Бегемот отвечает: «При чём же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!» Автор опять утверждает мысль, что человек всегда имеет выбор и сам отвечает
за свои поступки, без всякой ссылки на обстоятель­ства. И все-таки, «нужно полюбить его, полюбить», висельника, убийцу, если есть в нем раскаяние и угрызения совести. .

Мастер и Маргарита снова вместе, рукопись чудес­ным образом восстановлена, их снова ждет квартирка в доме у застройщика. Однако все же в готическом особ­няке женщина упала, схватившись за Сердце, а в кли­нике Стравинского скончался сосед Иванушки. Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту по просьбе Иешуа. На вопрос Воланда, почему Мастера не берут в «свет», Левий Матвей отвечает: «Он не заслужил све­та, он заслужил покой».

О покое мечтал сам Булгаков, затравленный, пи­шущий свой роман «в стол» писатель. Почему же Ма­стер не заслужил света? Потому что, в отличие от автора, отрекся от своего романа, предал любовь, ос­тавив Маргариту без всякой надежды, спрятался за свою «болезнь». Мастера часто сравнивают с Иешуа, но ведь он пишет роман о Пилате, именно Пилат с его нравственным выбором волнует Мастера. Мастеру тоже свойственен этот порок, о котором говорит Иешуа — трусость. Сам Булгаков не сломался, боролся до конца, пока болезнь его не убила. Мастер говорит: «Он мне ненавистен, этот роман, <...> я слишком много испытал из-за него». Он уговаривает Маргариту, которая только что обрела его снова, бросить, оставить его. И именно Маргарита понимает причину предательства: «Ах ты, маловерный, несчастный человек. <...> Они опустошили тебе душу». Маргарита, конечно, прощает его, но прощает ли автор, утверждающий, что обстоятельства не могут снять с человека вины за его поступки?

В последней главе, которую Булгаков (Булгаков, а не Мастер, как предполагалось), завершил словами о всаднике в белом плаще с кровавым подбоем (те же слова завершают и эпилог) Мастер и Маргарита идут к своему вечному дому. «И память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Кто? Возможно, автор, создатель образа Мастера? Он дарует своему герою покой, прощая его за то, за что себя бы никогда не простил. Но ведь и у него тоже есть милосердный Творец...

Вопросы и задания

1. Сколько повествователей в повести «Собачье сердце»? Для чего автору нужна смена повествователей?

2. Раскройте тему «Реальность и фантастика в повести "Собачье сердце".

3. Каков нравственный смысл повести « Собачье сердце»?

4. Объясните смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

5. Какую функцию выполняет Воланд в романе «Мастер и Маргарита»?

6. Какой прием использует М. А. Булгаков для описания Москвы и москвичей 1930-х годов?

7. Приведите примеры гротеска, гиперболы, фантасти­ки в романе «Мастер и Маргарита».

8. Последователем чьих традиций является М. А. Бул­гаков в изображении московских глав?

9. Каковы особенности изображения ершалаимских глав? В чем отличие Иешуа от канонического еван­гельского Христа?

10. Почему Мастер заслужил только покой, а не свет?