Вехи жизни и творчества

М. А. Булгаков (1891-1940). Биография.

Лекция шестнадцатая

Пьеса «Дни Турбиных»

3(15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавате­ля духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков. Детство и юность Булгакова связаны с Ки­евом, в особенности с домом № 13 по Андреевскому спуску.

В 1901 году Булгаков поступил в Первую киев­скую гимназию, в которой проучится 8 лет.

В мае 1909 года, получив аттестат зрелости, он поступает в Киевский университет на медицинский факультет.

26 апреля 1913 года в Киево-Подольской церкви Михаил обвенчается с Татьяной Лаппа.

В1916 году Булгаков, получив диплом с отличи­ем, работает в прифронтовых госпиталях, а в июле направлен в Никольскую земскую больницу в Смолен­ской губернии.

В сентябре 1917 года Булгаков переводится в вяземскую городскую больницу. В этот период он начи­нает писать рассказы, в основу которых положены реальные случаи из его врачебной практики («Запис­ки юного врача»).

В марте 1918 года, получив освобождение от во­енной службы по болезни, Булгаков с женой возвра­щается в Киев, где открывает частную практику.

Зимой 1919-1920 годов — военврач белой армии Булгаков во Владикавказе. Там он печатает фельетоны в кавказских газетах. Пережив возвратный тиф и оказавшись в тылу красных, Булгаков навсегда отказывается от врачебной деятельности я начинает писать. Он сотрудничает в литературном отделе местного Наробраза, занимается журналистикой, выступает с лекциями, заведует театральной секцией, пробует себя в драматургии.

В сентябре 1921 года Булгаков уезжает в Москву, где его ждет жена. Поскитавшись по квартирам, Булгаковы поселяются в коммунальной квартире № 50 дом №10 по Большой Садовой. Булгаков служит в ЛИТО, затем завотделом хроники в «Торгово-промышленном вестнике».

Смерть матери в феврале 1922 года подтолкнула писателя к созданию романа «Белая гвардия», который будет завершен в августе 1923 года.

В феврале 1924 года в альманахе «Недра» выходит повесть Булгакова «Дьяволиада», а в сентябре написана повесть «Роковые яйца».

С1925 года судьба писателя неразрывно связана с МХАТом, для которого он перерабатывает роман «Белая гвардия» в пьесу «Дни Турбиных». Тогда же была завершена работа над повестью «Собачье сердце», которая не будет напечатана при жизни

В мае 1926 года в комнате Булгакова в Обуховом переулке, где он живет со второй женой, Л. Е.Белосельской, был произведен обыск работниками ОГПУ. Были изъяты машинопись «Собачьего сердца» и три рукописные тетради дневников, а через неделю - вызов к следователю ОГПУ для дачи показаний.

В октябре 1926 года состоялась премьера «Дни Турбиных», которая имела неизменно трудную судьбу. Несколько раз пьесу снимали репертуара, а после восстанавливали, так как сам Сталин оценил ее и часто посещал спектакли. Однако писатель не избежал травли. Пьесы Булгакова одна за другой снимаются с репертуара или вовсе ни разу не показаны на сцене. Булгаков фактически лишается средств к существованию.

В марте 1930 года он был вынужден обратиться с письмом к Сталину. Это совпало с самоубийством В. В. Маяковского и, возможно, именно поэтому Ста­лин ответил телефонным звонком, решившим даль­нейшую судьбу писателя. К тому времени Булгаков уже работает над первыми редакциями романа, по­зднее названного «Мастер и Маргарита». С1928 года и до конца жизни Булгаков не оставлял его, продол­жая работать и делая поправки.

В1932 году Булгаков оформляет свои отношения с Еленой Сергеевной Шиловской, послужившей про­образом Маргариты.

В1934 году подал заявление о приеме в Союз со­ветских писателей и был принят, однако, на Первый съезд писателей не получил даже гостевого билета. В конце октября этого года Булгаков завершает пер­вую полную редакцию (37 глав) романа «Мастер и Маргарита». Он много пишет для театра, но пьесы не ставятся.

В конце 1936 года начинает работать над «Записками покойника» («Театральный роман»). Годы ежовщины окончательно лишили писателя надежды на полноценное творчество.

Тема покоя болезненно важна для затравленного писателя, который не шел на компромиссы и не пытал­ся что-то выгадать для себя. В отличие от его героя. Мастера, он продолжал работать и бороться. Булгаков Уходит из МХАТа, поступает в Большой театр либрет­тистом. Однако силы его истощены. Он делает после­днюю попытку пробиться к зрителю: пишет пьесу о Сталине «Батум» (1939). Оценив талант драматурга, Сталин тем не менее не захотел видеть эту пьесу на сцене. Последняя неудача окончательно подорвала здоровье Булгакова, он теряет зрение. Врачи ставят неутешительный диагноз: склероз почек. Как бывший врач Булгаков знает, что он обречен.

10 марта 1940 года писатель скончался.

«Дни Турбиных» (1926)

Пьеса была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом. События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 г, четвертого — к началу 1919 года.

С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы. С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье, горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек. Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего се­мейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьеист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из об­реченного города и страны.

В сцене прощания Алексея с Тальбергом намеча­ется основной конфликт пьесы: между порядочно­стью, верностью долгу и чести защитников Дома, Г представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны «кры­сьей побежкой», с другой. Алексей не подает руки Тальбергу, показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семей­ной линии завязывается конфликт. Появляется и за­вязка любовной интриги, которая не играет в кон­фликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятель­но и позднее принять предложение Шервинского.

Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика, офицеры белой армии. Им предстоит заведомо обре­ченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагиче­ская предопределенность слышится в монологе Алек­сея во время «последнего ужина дивизиона». Он пред­чувствует смертельную схватку с большевиками, негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые при­хлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегда­таев кафе. «Он в кофейне сидит на Крещатике, а вме­сте с ним вся эта гвардейская штабная орава». В ди­визионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто Двадцать студентов, и держат они винтовку, как ло­пату ». Предчувствуя собственную гибель, Алексей все же идет защищать город («На рожон, но пойду?») по-другому он не может поступить. Так же, как и офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.

Война врывается в дом Турбиных, принося хаос. Рушится привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь о вещем Олеге» приходится петь без «крамольных » слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как и во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комичным: поцелуй влюбленных прерывается репликой Лариосика: « Не целуйтесь, а то меня тошнит».

Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда затупил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб 1-й конной дивизии петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем. Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинским, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев и офицеров. Сцена в вестибюле Александровской гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обеих сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, кто-то требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа. Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия. То же самое на Дону, всюду. «Белому движению... конец... Народ не с нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична. Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не по­кинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться.

Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Укра­ине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит со­общить Елене о том, что «убили командира». Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обви­няет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины. Студзинский не выдерживает этих обвинений и пы­тается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове. Отдайте револьвер!» И истери­ческий крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок. Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.

Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после опи­санных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку». Булгаков, создавая реалистиче­ское и исторически выверенное произведение, впер­вые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, ис­пользовать елку в последнем действии. Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют, воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы. Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.

С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью». Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предал. Турбинский дом снова собрал за столом тесный круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека. За окном оркестр играет «Интернационал» и салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно. Подвести итог писатель доверяет «по преимуществу военному» человеку Мышлаевскому и «человеку не военному», Лариосику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет. Новая!»

И снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: «Мы все снова вместе». Лариосик великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше — новая историческая пьеса.

Война и мир, хаос и тихая «гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Бул­гакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент. Одна­ко пьеса сохранила свою притягательную силу — ис­ключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к жен­щине, к семье, дружба, не подвластная идейным раз­ногласиям, верность чести и долгу.

Вопросы и задания

1. Назовите основную тему пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных».

2. Дайте характеристику каждому герою пьесы.

3. Каково значение образа Лариосика в пьесе «Дни Тур­биных»?

4. Назовите традиционные и новаторские черты пьесы «Дни Турбиных». На традиции какого, писателя опи­рался М. А. Булгаков при создании этой пьесы?

5. Какова роль любовной интриги в пьесе?

6. Какая сцена является кульминационной в пьесе?

7. Перечислите образы-символы в пьесе «Дни Турби­ных».