Внутренняя борьба

 

Мы продолжаем наш обзор Послания апостола Павла к Римлянам. Во время последней встречи мы посмотрели, как в 6 главе послания Павел развивает тему освящения, используя образы смерти, погребения и воскресения. Он говорит, что через крещение мы получаем знак участия в смерти и воскресении Иисуса Христа, а через оправдание и действие живущего в нас Духа Святого освобождаемся от уз греха и духовной смерти. Поэтому апостол призывает нас вести жизнь, соответствующую тому изменению, которое совершает в нас Бог Духом Святым.

Мы также упомянули несколько недоразумений, широко распространенных в наши дни, касающихся вопросов освящения и христианского образа жизни. Конечно, мы были вынуждены поговорить об этом очень кратко и бегло, потому что проблема освящения вызывала непрекращающиеся споры в ходе церковной истории и заслуживает несомненно более обстоятельного разговора, чем мы можем позволить себе в ходе этого краткого обзора.

Но во время нашей последней встречи я не затронул одну из самых спорных проблем, касающуюся освящения, о которой мне предстоит сказать сейчас, переходя к 7 главе послания, потому что именно в 7 главе Послания к Римлянам дано классическое выражение этой проблемы. Я говорю о «доктрине совершенства», или перфекционизме.

Перфекционизм, как всякий «-изм», представляет собой очень неоднородную теорию. Существует несколько совершенно различных учений, которые все могут быть объединены под именем перфекционизма. С исторической точки зрения, это слово служит общим названием для любого учения, которое в той или иной мере признает, что после оправдания имеет место второе действие благодати Божией, в результате которого человек обретает полное освящение в этом мире. Это значит, что освящение рассматривается не как постепенный процесс, охватывающий всю жизнь верующего человека, а как некое сверхъестественное вторичное воздействие благодати, дающее человеку в этом мире совершенство и святость. Эта доктрина получила широкое распространение в церквях, которые обычно называют «церквями святости».

В современном неопятидесятническом движении крещение Духом Святым обычно понимается (не всегда, но довольно часто) как особое действие Бога-Духа Святого, которое обращено ко всем христианам, хотя и не все христиане откликаются на этот обращенный к ним призыв, то есть не все, как они говорят, «исполняются Духом Святым» или «получают крещение Духом Святым». В этом так называемом «харизматическом движении» неопятидесятническое богословие по большей части связывает «крещение Духом Святым» и «исполнение Духом Святым» с особым даром, позволяющим христианину начинать дело служения. Иначе говоря, Бог дает христианину «харизму», дары Духа Святого, позволяющие ему проповедовать об Иисусе Христе.

Однако когда пятидесятническое движение впервые возникло в истории, оно по большей части связывало идею крещения Духом Святым как вторичного воздействия благодати с процессом обретения совершенства, или перфекционизма. То есть было общее представление, что крещение Святым Духом не столько дает силы для служения, сколько очищает от греха, то есть благодаря этому достигается определенный уровень совершенства.

Чтобы дать еще более полную картину этого явления, я скажу о нескольких уровнях достигаемого совершенства, потому что внутри христианского сообщества мы находим целый букет самых разнообразных видов доктрины перфекционизма, начиная от довольно ограниченного и заканчивая полным и законченным совершенством. Обычно выделяют три следующих разновидности этой доктрины.

Некоторые полагают, что вторичное воздействие Святого Духа, которое мы называем освящением, полностью и окончательно освобождает человека в течение его жизни от всякого греха, так что человек становится в полном смысле этого слова нравственно совершенным. Вторая форма перфекционизма вводит определенное ограничение, говоря, что человек, переживший вторичное воздействие благодати, или освящение, становится абсолютно свободен от склонности и тяги ко греху. И третий тип, в котором выдвигаются еще более жесткие ограничения, это учение, которое проповедовал, например, Джон Уэсли, говоря о так называемой «уэслианской святости». Уэсли учил, что второе воздействие благодати, благодаря которому христианин получает освящение, наделяет его совершенной любовью — то есть человек не освобождается полностью от необходимости бороться с грехом, но отныне в его сердце живет любовь, причем любовь совершенная. Наверное, вам приходилось петь гимн Чарльза Уэсли под названием «О, совершенная любовь», который часто звучит на свадьбах. В современной культуре он кажется не более чем романтическим опусом, на самом же деле к его созданию автора подвигло желание выразить доктрину перфекционизма, согласно которой человек, получивший благословение Святого Духа, отныне пребывает в совершенной любви.

Помимо перечисленных учений, в ходе церковной истории можно встретить еще бесчисленное их количество, особенно среди евангельских христиан, и каждое из них старается сделать акцент на определенной форме того, что можно назвать «глубоким переживанием жизни» — некоего необычного опыта, чувства полноты присутствия Духа Святого, который отличается от опыта большинства христиан.

Но как я уже сказал, все эти теории требуют отдельного серьезного разговора. Сегодня же я вынужден был только бегло остановиться на них перед тем, как мы перейдем к 7 главе Послания апостола Павла к Римлянам.

Давайте начнем читать с 13 стиха 7 главы, где апостол говорит: «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».

Это одно из самых трудных мест всего послания. И трудность здесь заключается не только в том, что этот отрывок грамматически довольно громоздок и неуклюж. Наверное, вам было непросто следить за мной, пока я читал места, где Павел говорит, например, такие вещи: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Нужно приложить немало усилий, чтобы не потерять здесь нить рассуждения Павла. Затем он говорит: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». С одной стороны, он отождествляет себя с грехом, а с другой стороны, отделяет себя от него. О чем здесь говорит Павел: о себе или о грехе? о плоти или о духе? и так далее.

Но главная проблема в этом отрывке состоит в следующем. Очевидно, что Павел говорит об очень важном духовном процессе, который хорошо знаком ему по собственному опыту. Но остается неясным вопрос: Говорит ли апостол об этой борьбе с грехом в прошлом, до своего обращения? Или же он имеет в виду короткий переходный период между обращением и состоянием победы над грехом? Или, наконец, он указывает на то, что происходит с ним в настоящее время, когда в нем продолжается конфликт и борьба между ветхим и новым человеком, между грехом и смирением, между законом плоти и обновлением ума?

И это очень непростая проблема. Тем, кто проповедует доктрину перфекционизма, приходится поломать голову над текстом 7 главы, потому что очевидно, что во второй ее части Павел говорит преимущественно в настоящем времени. Конечно, греческий язык позволяет в определенных условиях использовать настоящее время в значении прошедшего. Это несколько осложняет наш разговор. Но главным вопросом остается вопрос, говорит ли Павел о том, что имеет место в настоящем, или же о некоем событии в прошлом? Первое впечатление подталкивает вас в сторону настоящего времени, потому что апостол использует именно его. Но как я только что сказал, само по себе использование настоящего времени не может служить решающим аргументом в пользу того, что речь здесь идет именно о ситуации в настоящем.

Кстати, очень неплохой разбор трудностей этого отрывка, вы найдете в комментариях на него в Новой Женевской Учебной Библии. Так что если вы еще не приобрели Новую Женевскую Учебную Библию, вы не получили билета на небо. Советую вам приобрести ее. Пойдите и достаньте для себя Новую Женевскую Учебную Библию. Она поможет вам разобраться во многих затруднениях такого рода.

Я хочу рассказать вам одну историю из своего опыта. По правде говоря, я встречал очень мало людей, которые говорили мне, что живущий в них Святой Дух так мощно действовал на них, что они достигли полного, абсолютного совершенства. Мне приходилось встречать довольно много людей, которые были уверены, что они достигли более глубокого или более высокого, то есть некоего среднего уровня совершенства в результате ограниченного воздействия Духа Святого, о чем я говорил раньше. Но я видел очень мало людей, которые всерьез заявляли, что они полностью, абсолютно и совершенно очистились от греха в своей жизни.

И одного из таких людей я встретил в Голландии много лет назад. Это был восемнадцатилетний американский студент, ставший христианином менее года назад. И в своем энтузиазме он был совершенно убежден, что не только пережил второе рождение и получил первый дар благодати — он также был абсолютно уверен в том, что Дух Святой второй раз сошел на него, после чего он стал настолько совершенен, что не совершил ни одного греха. Я спросил его: «Вы говорите, что ни разу не согрешили в своих помыслах, делах или словах?» Он ответил: «Да, ни разу». Тогда я сказал ему: «Вы знаете, в чем состоит закон Божий — любить Бога всем сердцем и всем умом, и всей душою, и всею крепостью, и любить ближнего своего, как самого себя?» Он ответил: «Все это я в совершенстве исполняю».

Этот молодой человек очень обеспокоил меня. Я тут же открыл 7 главу Послания к Римлянам. Но он был подготовлен к этому и заявил мне, что, по его мнению, Павел говорит о внутренней борьбе, которая происходила с ним в прошлом, до того времени, когда он составлял послание, так что апостол не имеет в виду свое новое положение в настоящем. После этого я потратил битый час на то, чтобы рассмотреть текст в мельчайших подробностях, шаг за шагом изучая то, что говорит апостол Павел. Чтобы сократить свой рассказ, скажу, что в конце нашего разбора студент заявил мне: «Вам удалось доказать, что Павел действительно говорит о том, что с ним происходит в настоящем». Я почувствовал облегчение и подумал: «Наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки и он признал, что апостол не просто употребляет глаголы в форме настоящего времени, но и указывает на то, что имеет место в настоящем». Тогда я подумал: «Может быть, мне удастся заставить этого молодого человека усомниться в том, что он уже достиг полного совершенства».

Он же сказал мне: «Павел действительно описывает свое состояние в настоящем, но все дело в том, что он еще не испытал вторичного воздействия благодати». Я сказал: «Постойте. Вы что, хотите мне сказать, что Вы, восемнадцатилетний студент, ставший христианином год назад, Вы достигли более высокого уровня освящения, чем апостол Павел в тот момент, когда он писал Послание к Римлянам?!» У молодого человека не дрогнул ни один мускул. Без малейших колебаний он ответил: «Да, именно это я хочу сказать». Тогда я сказал: «Конечно, я должен согласиться с Вами, что теоретически это возможно. Вполне может быть, что молодой христианин XX столетия будет настолько благочестив, настолько глубоко проникнется истиной и праведностью Христовой, что превзойдет даже апостола Павла, который, в конце концов, был простым смертным и так далее. Короче, это возможно. Но боюсь, что шансы против этого будут не просто велики, но неизмеримы».

И вот что заставило меня прийти в серьезное беспокойство насчет этого молодого человека, который был убежден, что достиг более высокого уровня совершенства и смирения перед Богом, чем апостол Павел во время написания Послания к Римлянам. Дело в том, что он попал в ловушку, будучи вынужденным защищать учение, которое имело большое значение для него самого и для его культурной традиции. Но и помимо этого, помимо преданности определенной традиции и культуре, верности своей субкультуре, все это заставляло меня поставить еще один важный вопрос — вопрос, который традиционно стоял перед христианской теологией в связи с учением о перфекционизме.

Как мне кажется, для того, чтобы человек убедил себя в том, что он свободен от всякого греха, необходимо сделать одну из двух вещей, причем чаще всего человек совершает обе. Первое, что он должен сделать, это лишить Закон его фундаментального и важнейшего значения. То есть он должен убедить себя, что требования Бога намного, намного менее серьезны, чем они есть на самом деле. Это произошло с богатым молодым человеком, который подошел к Иисусу в полной убежденности, что он исполнял все 10 заповедей с самого детства, в то время как он не следовал ни одной из них и пяти минут. У него было неверное представление о святости Божией. Меня не перестает удивлять, как часто люди называют святостью только то, что является их собственным неверным представлением об истинной святости. Что всегда приводило в замешательство великих святых и о чем свидетельствовали те, кто отдавали все силы, стремясь любить Бога и исполнять Его заповеди: чем больше они возрастали в благодати и чем ближе они становились к Богу, чем больше они изучали Его Слово и Его Закон, тем больше неправедности видели они в себе.

И вот что еще склонны делать люди, стремясь убедить себя в своей безгрешности. Они не только должны принизить значение Закона Божьего, им также необходимо преувеличивать значение своих заслуг. То есть я должен унизить закон и завысить свою самооценку. Одна из этих двух вещей приводит к кризису. Обе они ведут к катастрофе.

Вот почему для нас очень важно помнить, что Павел, говоря в 7 главе послания, что он «по внутреннему человеку» следует закону Божьему, а затем описывая борьбу, которая происходит в нем, прежде указывает, что ни один верующий человек не следует закону Божьему «по внутреннему человеку». Только одна эта фраза убеждает меня, что Павел говорит здесь о верующем человеке, о человеке, который верует во Христа, а значит о себе самом, что он в разуме своем служит закону Божьему, но продолжает бороться со своей плотью. Павел показывает борьбу за освящение, происходящую в каждом христианине.

 

То, что говорит апостол Павел в 7 главе о своем внутреннем конфликте, перекликается с часто повторяющейся в его посланиях темой непрекращающейся войны, борьбы между плотью и духом, ветхим и новым человеком. Поэтому меня передергивает каждый раз, когда я слышу, как какой-нибудь воодушевленный проповедник, обращаясь к неверующим, обещает им: «Придите ко Христу, и все ваши проблемы будут решены». Конечно, в определенном смысле это так, потому что после того, как вы придете ко Христу, вы найдете основание для решения любой человеческой проблемы. Но без всяких оговорок такое заявление: «Придите ко Христу, и все ваши проблемы будут решены», — это просто глупость. Оно совершенно неверно отражает мой опыт христианской жизни. Мне кажется, что моя жизнь была гораздо проще до того момента, когда я стал христианином, тогда как сейчас я нахожусь в центре непрекращающейся войны между плотью и духом. Раньше я неплохо ладил со своей плотью, не было никакого конфликта, и я оставался «беспечным на Сионе». Сейчас же все стало другим для меня, я призван на войну, на войну, которой нет конца. Апостол Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием», — и это говорит в нем его новая природа. «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим». У нас есть Избавитель, и Он не только оправдывает и искупает нас — Он также освящает нас.