Мир с Богом
Продолжая наше изучение Послания к Римлянам, мы находим в начале 5 главы новое подтверждение тому, что разделение английского текста Библии на стихи и главы было сделано странствующим проповедником, привыкшим переезжать с места на место, потому что 5 глава вновь открывается словом «итак». И как мне уже много раз приходилось говорить, как только вы обнаруживаете на странице Писания слово «итак», оно должно вызывать сигнал тревоги в вашей голове, сообщающий о том, что сейчас последует завершающая часть всего хода аргументации и рассуждения и что в слове «итак» доводы переходят в заключение. Это значит, что все, что апостол Павел говорил об оправдании в 3 и в 4 главе, теперь подошло к решающему итогу, который мы не должны ни в коем случае упустить.
«Итак, оправдавшись верою…» Давайте сразу обратим внимание, что оправдание это не длительный процесс, в отличие от освящения, которое может продолжаться всю жизнь. Оправдание происходит сразу. Как только мы обретаем веру, как только вера начинает жить в нас — в это самое мгновение Бог Своей благодатью вменяет нам праведность Иисуса Христа и с этого момента видит нас достойными Своего присутствия. Можно сказать, что для верующего это всегда совершившийся факт. Каждый человек, который имеет живую веру, уже оправдан.
И вот Павел спрашивает: что тогда? «Итак, оправдавшись верою…» — и что? К чему это ведет? Что это дает? Послушайте, что он говорит: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Первое, о чем говорит Павел как о немедленном следствии и результате нашего оправдания по вере, это «мир с Богом».
Позвольте мне остановиться здесь на минуту. Эти слова звучали совершенно ошеломляюще для слушателей Павла в 1 веке. Но те же самые слова в наше время и в нашей культуре чаще всего будут встречены скучающими глазами и плохо сдерживаемой зевотой. Потому что для современного человека само собой разумеется, что Бог ни с кем не враждует, а если и враждует, то уж конечно это никак не касается никого из нас. Бог — это Бог любящий, Бог прощающий, Бог мирный. Нет никакой вражды между Богом и людьми. В нашем сознании Бог имеет образ какого-то «небесного дедушки», добродушного Деда Мороза, который не может гневаться и, уж конечно, не угрожает нам каким-то наказанием. Если же кто-то объявляет о наступлении мира там, где никто и не думал о войне, то он вряд ли услышит крики ликования.
Я уже не раз рассказывал о воспоминании, которое сохранилось у меня с шестилетнего возраста, когда я жил с моими родителями в Чикаго. Мой отец только что вернулся домой после окончания Второй Мировой войны из Европы, где он воевал. Вы знаете, что в Европе война закончилась весной 45 года, после чего мой отец смог приехать к нам. И мы провели около месяца в Чикаго. Но той весной 45 года война продолжала идти в Японии. И вот, одним жарким летним днем, когда я играл в лапту на улице недалеко от нашего дома в Чикаго, вдруг началось нечто невообразимое. Люди стали неожиданно выскакивать из домов и квартир на улицу с кастрюлями и ложками в руках. Они начали колотить ложками по кастрюлям, кричать, петь и обнимать друг друга и танцевать прямо на улице. Они совершенно нарушили нашу игру в лапту, и я подумал, что весь город в одно мгновение сошел с ума. Я не мог понять, что происходит.
Моя мама тоже выбежала из дома в ужасном возбуждении, она обняла меня и сказала: «Все кончено!» Как вы догадываетесь, наступил день победы над Японией и день полного окончания Второй Мировой войны. И хотя в тот момент я очень мало понимал смысл радости и ликования, которое выражали окружавшие меня люди после всех трудностей, после потери близких и родных — всего того, что приносит война, все же могу сказать, что за всю свою жизнь я не видел подобного счастья и радости на лицах такого количества людей. Единственное событие, которое я мог бы сравнить с тем днем, это победа «Пиратов» в решающей серии мирового бейсбольного турнира 1960 г. благодаря знаменитому проходу Наздураски после 9 подачи в 7 игре. Это взорвало весь наш город. Это было окончанием войны с командой «Янки».
Так или иначе, когда во время тяжелой войны приходит объявление о наступлении мира, это всегда праздник. Но Евангелие больше не вызывает такой реакции в наши дни, потому что никто не задумывается над тем, что сейчас продолжает идти война. Однако Писание говорит нам, что по своей природе мы не просто отчуждены от Бога, мы враждебно настроены к Нему. А относиться к кому-то враждебно значит видеть в нем своего врага. Именно в таком отношении к святому и праведному Богу выступает падшее творение: всю свою жизнь до самого момента обращения к вере мы испытываем враждебное отношение к Творцу. Если вы до сих пор не стали верующим, то, как говорит вся Библия (и Новый, и Ветхий Завет), между вами и Богом идет война. Вы отчуждены от Творца и стали Его врагами.
Вы можете сказать: «Да что вы, я ничего такого не чувствую. Во мне нет никакой враждебности. Я не злюсь на Бога». Но разве вы не понимаете, что отказываясь прославить Бога как Бога и не благодаря Его, не отдавая всей своей жизни во славу Его, вы тем самым воюете с Ним! Возможно, это незаметная война. Возможно, она едва различима. Возможно, вы не выражаете ее открыто и прямо. Но сама ваша непокорность есть измена Богу. И разрушенные отношения требуют восстановления.
Итак, есть абсолютно необходимое условие примирения: для того чтобы оно произошло, ему должно предшествовать отчуждение, разрушение отношений. Если отношения между двумя сторонами не были нарушены, нет нужды и в примирении. При этом, все Священное Писание объявляет и показывает нам, как Бог примиряется с нами после того, как мы разрушили отношения с Ним. И вот, Павел говорит, что вражде положен конец, отчуждения больше нет, и примирение происходит в тот момент, когда мы с верой обращаемся ко Христу, и Бог объявляет нас оправданными в Его глазах. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом».
Есть еще несколько моментов, о которых я хотел бы здесь сказать. Вы знаете, что для ветхозаветного еврея мир был самой желанной радостью был мир. Все мы слышали о pax Romana, коротком отрезке мира в римской истории, в течение которого римские легионы не вели ни одной военной кампании против других народов. Гораздо меньше людей знают о том, что называется pax Israelia, «мире Израиля», в истории которого, если вы посмотрите ее на всем протяжении от Авраама до Христа, вы найдете всего каких-нибудь 25 мирных лет. Расположенный на узком перешейке, соединяющем три больших континента: Европу, Азию и Африку — Израиль был неизменным яблоком раздора между могущественными древними властителями, которые вели непрекращающиеся войны за эту территорию. И как только в отношениях с одной из стран наступал мир, тут же приходили новые завоеватели. Так что жажда мира, жажда отдыха от человеческих воин, человеческой вражды была глубоко укоренена в сознании иудеев.
Вы помните иудейское благословение: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе… что? — мир!» Это стремление к миру было настолько глубоким в иудеях, что когда они встречались и расставались друг с другом в течение дня, вместо «привет» или «пока» они говорили друг другу… что? Шалом алейхем — Алейхем шалом, «мир вам».
Иисус назван в Библии «Князем мира». Это один из самых важных Его титулов. И что было Его последней волей и завещанием, наследием, которое Он оставил Своим ученикам? Когда Он объявил во время Тайной вечери о Своей предстоящей смерти, дал Свою последнюю заповедь и объявил Свое завещание, Он не сказал: «Одежду Мою даю вам, и сандалии Мои оставляю вам, и клочок земли в секторе Газа оставляю вам». Нет. Что Иисус оставил своим ученикам? «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». Он «Князь мира» — Тот, Кто приносит нам мир. И это не просто тот мир, который вносит согласие, который утихомиривает все порывы и вносит умиротворение в душу. Высший мир, который устанавливает Христос, полагает конец враждебности в наших отношениях с Отцом.
И вот что еще необходимо сказать. Мир, который наступает в результате оправдания, ни в коем случае не является «перемирием». Вы, конечно же, знаете, что такое перемирие — это временное прекращение боевых действий, время прекращения огня. Но это положение остается настолько зыбким, что при малейшем нарушении война может вспыхнуть с новой силой.
Я рассказал вам одно из своих детских впечатлений — яркое воспоминание о дне окончания войны с Японией, которое застало меня в Чикаго. У меня сохранилось еще одно воспоминание. Это произошло примерно через 3–4 года после тех событий, я не помню точной даты. Тогда всем мальчикам в нашем городе дали разрешение провести одну ночь в палатке за городом. Мы все отправились за город и развели костер. Затем мы решили устраиваться спать. А пока мы лежали в палатке, мы разговаривали. И вот, во время этого разговора мне стало плохо, в буквальном смысле плохо, настолько, что меня стошнило. Мне пришлось уйти оттуда и явиться посреди ночи с несчастным видом домой.
Я постучал в дверь своего дома, разбудил родителей, и они пустили меня внутрь. Они спросили меня, что случилось. Я ответил: «Мне плохо». «Но в чем дело?» Я ответил: «Мне страшно». «Страшно от того, что ты ночевал не дома? Ты хочешь сказать, что тебя так испугало то, что ты оказался ночью в лесу, что ты почувствовал себя больным?» «Нет, мы разговаривали». «О чем же вы разговаривали?» «Ну, мы начали болтать об атомной бомбе и о России».
Вы видите, что это происходило в период так называемой «холодной войны». Это происходило тогда, когда в школах были учебные сигналы тревоги и занятия по гражданской обороне, во время которых мы готовили себя к атомной войне. Это был период американской истории, когда люди рыли в домах бомбоубежища. Потому что, хотя Вторая Мировая война была окончена, все ясно чувствовали, что в любой момент может начаться Третья Мировая война. И когда я маленьким мальчиком впервые понял, что это значит, мне в буквальном смысле стало плохо.
Такова цена миру, установленному людьми. Одна война оканчивается, но никто не знает, когда начнется следующая. Но говоря о том, что «мы имеем мир с Богом», и это плод оправдания, Павел имеет в виду не просто «перемирие». Это не значит, что каждый раз, когда мы оступаемся в своей вере, Бог обнажает меч и начинает собирать войска, чтобы идти войной против нас. Это значит, что мир, который дается нам через Иисуса Христа, это мир окончательный и неизменный. Конечно, после своего обращения мы еще не раз нанесем оскорбление Богу, но Он уже больше никогда не поднимет на нас меч. Мы примирились с Богом навсегда. Вражда больше не возникнет. Мир, который наступает в результате оправдания, будет длиться вечно.
И это только один итог. Вторым итогом, о котором говорит Павел, является что? «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
Вы видите, что из-за враждебного отношения к Богу, которое было в вас до обращения, вы не только враждовали с Богом, вы также не имели доступа к Нему. Вы сталкивались с Богом, перед Которым стоял ангел с огненным мечом, охраняющий вход в рай. Из-за вас была возведена стена, отделяющая святое место от «святого святых». Из-за вас была сделана завеса в храме, которая говорила: «Входа нет. Доступ к Богу посторонним воспрещен». Но те, кто облачен в одеяния Иисуса Христа, чьи грехи покрыты Его праведностью, те не только имеют мир с Богом, но и доступ к Нему. Вот почему в другом месте Нового Завета говорится, что мы можем «с дерзновением» приступать к Богу.
Я бы хотел сказать несколько слов об этом перед тем, как мы закончим. Это выражение не означает, что мы должны приступать к Богу с наглым видом. В присутствии Бога никогда нет места наглости. Призыв входить в присутствие Бога «с дерзновением» означает, что мы не должны бояться стать объектом Его гнева, после того как мы получили от Него прощение. Мы имеем в себе Его мир. И мы имеем в себе благодать, которую Он дает любящим Его, благодать Самого Иисуса Христа.
Потому что Иисус вошел в присутствие Своего Отца и занял место по правую руку от Него. Но Он не просто Сам вошел к Отцу, Он вошел не только ради Себя — Он вошел как представитель всех нас. Как посланец от нас. Как наш Первосвященник. Для чего? Для того, чтобы приготовить место нам, чтобы каждый день служить перед Богом, открывая тем самым нам доступ к Отцу.
После того, как Павел называет первые плоды оправдания: мир и доступ к Богу — он затем говорит о том, как оправдание изменяет все в нашей жизни. Оно изменяет смысл страданий. Оно изменяет смысл гонений. Все испытания, все мучения, все горести, которые мы призваны перенести в этом мире, используются Богом для того, чтобы укрепить нашу волю, укрепить в нас веру. Так что отныне мы имеем не только веру, но и надежду, которая есть вера, обращенная в будущее — надежду, которая служит якорем нашей души, благодаря которому мы имеем устойчивость. Зная, что Бог за нас, мы говорим: «Кто тогда против нас?» Вот итог установления новых отношений с Богом, благодаря которым прекращается война, и исчезают преграды, и убирается огненный меч, и сносится стена, некогда разделявшая нас.