Что максимизирует бюрократия?

Список возможных целей бюрократа довольно велик. Несомненно одно: для реализации большинства целей многие бюрократы стремятся увеличить размер своей организации. Если попытаться определить спрос на услуги чиновников, то суммарные расходы будут в точке Е (см. график ниже).

Цена
Факторы, определяющие благосостояние чиновников, во многом обусловлены их положением в общественной иерархии и уровнем оплаты, который зависит от объема и сложности их функций, масштаба контролируемых ресурсов, а также численности подчиненных. Отсюда повышенный спрос на общественные блага, структура которых соответствует их предпочтениям. Все это приводит к увеличению общественного сектора и стремлению к монопольной власти.

 


E
Цена услуг  

 

Максимизация численности бюрократов вызвана тем, что они имеют информационные преимущества перед законодателями и работают в отсутствии конкуренции. Поэтому конгрессменам обычно непонятны особенности технологии их труда, во всяком случае, им бывает довольно трудно определить, эффективно или нет действуют бюрократы. Это открывает широкие возможности получения дополнительных средств для начатых программ. Когда есть оперативная свобода в расходовании общего бюджета, попытки урезать его довольно тщетны. К тому же в этом обычно не заинтересованы ни бюрократы, ни конгрессмены. Наоборот, и те, и другие выигрывают от увеличения общего бюджета. Бюрократы выдвигают перед конгрессменами, как правило, весьма ограниченный набор альтернатив: дешевую, но неэффективную программу, или эффективную, но дорогую.

Дороговизна связана еще с осторожностью, которая неизбежна при расходовании государственных средств, несклонностью к риску и бюрократов, и конгрессменов, с канцелярским формализмом (все должно проходить через общепринятые каналы: согласования, визы и т.п.). Результат довольно очевидный – стремительный рост издержек.

С ростом бюрократии усиливаются негативные стороны управления: чем больше бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, медленнее их претворение в жизнь. Различные ведомства нередко преследуют противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.

Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности служит рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штата сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей с рентоориентированным поведением, занятых поиском политической ренты.