Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха
Ресурс учебного успеха | Параметры ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности) ученика | Единица пли система измерения каждого параметра |
«Знаю» | обученность | Оценка по предмету |
«Могу» | внимание | Уровни проявления: 0 - недопустимый 1 - критический 2 - достаточный |
память | ||
модальность | А (ауд.}, В (виз.), К (кин.) | |
доминирование полушарий | Л (лев.}, П (прав.), Р (равн.) | |
«Умею» | организационные навыки | Уровни сформированное™ и проявления: |
коммуникативные навыки | ||
информационные навыки | 0 — недопустимый | |
интеллектуальные навыки | 2 - достаточный | |
«Хочу* | уровень развития мотивацион-ной сферы | Социально-духовный Социальный Познавательный Базовый, эмоциональный 1 |
одного важнейшего параметра индивидуального стиля учебной деятельности ученика - обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей. Этот параметр имеет все шансы претендовать на интегральную характеристику уровня познавательных возможностей ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров: обучаемостьопределяется и уровнем интереса ученика к предмету, и объемом усвоенных им знаний, и уровнем развития у него общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности. Поэтому на схеме обучаемостьвыглядит как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.
Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если растет показатель по любому из выделенных параметров, то обшзя площадь фигуры увеличивается. В переводе на язык дидактики: если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей.
Свойства памяти во многом определяют для ученика СПОСОБЫ усвоения учебного материала, а для учителя являются еще одним
снованием для конструирования и/или отбора учебных приемов ' дидактических ресурсов для работы с разными учениками.
Такую же дидактическую роль - основы для выбора тех или иных toopM учебной работы для конкретного ученика - играют еще два па-оаметра индивидуального стиля учебной деятельности; модальность доминирование полушарий головного мозга.
В первом приближении, говоря о модальности, мы имеем в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: визуальный, аудиальныЙ или кинестетический. Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала» или «кине-стетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне.
Учителю, работающему «на успех ученика», необходимо знать итакую психофизиологическую характеристику своего ученика, как наличие функциональной асимметрии полушарий мозга*. Данные, приведенные в приложении 1, помогут учителю раскрыть смысл всех параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика и «увидеть» ученика как истинного субъекта учебного процесса с его личными ресурсами учебного успеха.
Определим, как изложенные выше дидактические основания учебного успеха ученика отражаются в управленческой деятельности учителя - заведующего предметным кабинетом.
Для этого попробуем выстроить цели обустройства кабинета ОТ УЧЕНИКА. Тогда для обеспечения учебного успеха ученика предметный кабинет должен: