Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурс учебного успеха Параметры ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности) ученика Единица пли система измерения каждого параметра
«Знаю» обученность Оценка по предмету
«Могу» внимание Уровни проявления: 0 - недопустимый 1 - критический 2 - достаточный
память
модальность А (ауд.}, В (виз.), К (кин.)
доминирование полушарий Л (лев.}, П (прав.), Р (равн.)
«Умею» организационные навыки Уровни сформированное™ и проявления:
коммуникативные навыки
информационные навыки 0 — недопустимый
интеллектуальные навыки 2 - достаточный
«Хочу* уровень развития мотивацион-ной сферы Социально-духовный Социальный Познавательный Базовый, эмоциональный 1

одного важнейшего параметра индивидуального стиля учебной дея­тельности ученика - обучаемости, или уровня учебно-познаватель­ных возможностей. Этот параметр имеет все шансы претендовать на интегральную характеристику уровня познавательных возможностей ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров: обучаемостьопределяется и уров­нем интереса ученика к предмету, и объемом усвоенных им знаний, и уровнем развития у него общеучебных навыков, и психофизиоло­гическими особенностями личности. Поэтому на схеме обучаемостьвыглядит как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.

Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если растет показатель по любому из выделенных параметров, то обшзя площадь фигуры увеличивается. В переводе на язык дидактики: если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей.

Свойства памяти во многом определяют для ученика СПОСОБЫ усвоения учебного материала, а для учителя являются еще одним

снованием для конструирования и/или отбора учебных приемов ' дидактических ресурсов для работы с разными учениками.

Такую же дидактическую роль - основы для выбора тех или иных toopM учебной работы для конкретного ученика - играют еще два па-оаметра индивидуального стиля учебной деятельности; модальность доминирование полушарий головного мозга.

В первом приближении, говоря о модальности, мы имеем в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: ви­зуальный, аудиальныЙ или кинестетический. Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала» или «кине-стетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, вклю­чение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информаци­онный сигнал извне.

Учителю, работающему «на успех ученика», необходимо знать итакую психофизиологическую характеристику своего ученика, как наличие функциональной асимметрии полушарий мозга*. Данные, приведенные в приложении 1, помогут учителю раскрыть смысл всех параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика и «увидеть» ученика как истинного субъекта учебного процесса с его личными ресурсами учебного успеха.

Определим, как изложенные выше дидактические основания учебного успеха ученика отражаются в управленческой деятельно­сти учителя - заведующего предметным кабинетом.

Для этого попробуем выстроить цели обустройства кабинета ОТ УЧЕНИКА. Тогда для обеспечения учебного успеха ученика пред­метный кабинет должен: