О ЗАКОНЕ

Общественным соглашением мы дали Политическому организму существованиеи жизнь; сейчас речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщитьему движение и наделить волей. Ибо первоначальный акт, посредством которогоэтот организм образуется и становится единым, не определяет еще ничего изтого, что он должен делать, чтобы себя сохранить. То, что есть благо и что соответствует порядку (70), является таковымпо природе вещей и не зависит от соглашений между людьми. Всякаясправедливость - от Бога, Он один - ее источник; но если бы мы умелиполучать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни взаконах. Несомненно, существует всеобщая справедливость, исходящая лишь отразума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна бытьвзаимной. Если рассматривать вещи с человеческой точки зрения, то приотсутствии естественной санкции законы справедливости бессильны междулюдьми; они приносят благо лишь бесчестному и несчастье - праведному, еслиэтот последний соблюдает их в отношениях со всеми, а никто не соблюдает их всвоих отношениях с ним. Необходимы, следовательно, соглашения и законы,чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету.В естественном состоянии, где все общее, я ничем не обязан тем, кому яничего не обещал; я признаю чужим лишь то, что мне ненужно. Совсем не так вгражданском состоянии, где все права определены Законом. Но что же такое, в конце концов, закон? До тех пор, пока люди неперестанут вкладывать в это слово лишь метафизические понятия (71), мы внаших рассуждениях будем, по-прежнему, уж не понимать друг друга; и дажеесли объяснят нам, что такое закон природы, это еще не значит, что благодаряэтому мы лучше поймем, что такое закон Государства. Я уже сказал, что общая воля не может высказаться по поводу предметачастного. В самом деле, этот частный предмет находится либо в Государстве,либо вне его. Если он вне Государства, то посторонняя ему воля вовсе неявляется общей по отношению к нему; а если этот предмет находится вГосударстве, то он составляет часть Государства: тогда между целыми и частьюустанавливается такое отношение, которое превращает их в два отдельныхсущества; одно это часть, а целое без части - другое. Но целое минус частьвовсе не есть целое; и пока такое отношение существует, нет более целого, аесть две неравные части; из чего следует, что воля одной из них вовсе неявляется общею по отношению к другой. Но когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, онрассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это -отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения, к целомуже предмету, рассматриваемому с другой точки зрения, - без какого-либоразделения этого целого. Тогда сущность того, о чем выносится решение, имеетобщий характер так же, как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт яи называю законом. Когда я говорю, что предмет законов всегда имеет общий характер, яразумею под этим, что Закон рассматривает подданных как целое, а действия -как отвлечение, но никогда не рассматривает человека как индивидуум илиотдельный поступок. Таким образом, Закон вполне может установить, что будутсуществовать привилегии, но он не может предоставить таковые никакомуопределенному лицу; Закон может создать несколько классов граждан, можетдаже установить те качества, которые дадут право принадлежать к каждому изэтих классов; но он не может конкретно указать, что такие-то и такие-то лицабудут включены в тот или иной из этих классов; он может установитькоролевское Правление и сделать корону наследственной; но он не может ниизбирать короля, ни провозглашать какую-либо семью царствующей, - словом,всякое действие, объект которого носит индивидуальный характер, не относитсяк законодательной власти. Уяснив себе это, мы сразу же поймем, что теперь излишне спрашивать отом, кому надлежит создавать законы, ибо они суть акты общей воли; и о том,стоит ли государь выше законов, ибо он член Государства; и о том, может лиЗакон быть несправедливым, ибо никто не бывает несправедлив по отношению ксамому себе; и о том, как можно быть свободным и подчиняться законам, ибоони суть лишь записи изъявлений нашей воли. И еще из этого видно, что раз в Законе должны сочетаться всеобщийхарактер воли и таковой же ее предмета, то все распоряжения, которыесамовластно делает какой-либо частный человек, кем бы он ни был, никоимобразом законами не являются. Даже то, что приказывает суверен по частномуповоду, - это тоже не закон, а декрет; и не акт суверенитета, а актмагистратуры. Таким образом, я называю Республикою всякое Государство, управляемоепосредством законов (72), каков бы ни был при этом образ управления им; иботолько тогда интерес общий правит Государством и общее благо означает нечто.Всякое Правление* посредством законов, есть республиканское: что такоеПравление, я разъясню ниже. ___________ * Под этим словом я разумею не только Аристократию или Демократии, новообще всякое Правление, руководимое общей волей, каковая есть Закон. ЧтобыПравительство было законосообразным, надо, чтобы оно не смешивало себя ссувереном, но чтобы оно было его служителем: тогда даже Монархия естьРеспублика. Это станет ясным из следующей книги. Законы, собственно - это лишь условия гражданской ассоциации. Народ,повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает вассоциацию, положено определять условия общежития. Но как они их определят?Сделают это с общего согласия, следуя внезапному вдохновению? Есть ли уПолитического организма орган для выражения его воли? Кто сообщит емупредусмотрительность, необходимую, чтобы проявления его воли превратить вакты и заранее их обнародовать? Как иначе провозгласит он их в нужныймомент? Как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет, ибоона редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и стольтрудное дело, как создание системы законов? Сам по себе народ всегда хочетблага, но сам он не всегда видит, в чем оно. Общая воля всегда направленаверно и прямо, но решение, которое ею руководит, не всегда бываетпросвещенным. Ей следует показать вещи такими, какие они есть, иногда -такими, какими они должны ей представляться; надо показать ей тот верныйпуть, который она ищет; оградить от сводящей ее с этого пути воли частныхлиц; раскрыть перед ней связь стран и эпох; уравновесить привлекательностьблизких и ощутимых выгод опасностью отдаленных и скрытых бед. Частные лицавидят благо, которое отвергают; народ хочет блага, но не ведает в чем оно.Все в равной мере нуждаются в поводырях. Надо обязать первых согласоватьсвою волю с их разумом; надо научить второй знать то, чего он хочет. Тогдарезультатом просвещения народа явится союз разума и воли в Общественноморганизме; отсюда возникает точное взаимодействие частей и, в завершениевсего, наибольшая сила целого. Вот что порождает нужду в Законодателе. Глава VII