Этические нормы делового общения

Этические нормы по - разному воспринимаются в каждой стране. В каждой стране и у каждого народа свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики. Соблюдение национальных особенностей имеет значение в переговорном процессе, а степень их значимости различна в каждом конкретном случае.

Этические нормы в России

- способность достаточно легко вести дела с представителями различных стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его переговорному стилю;

- стремление доводить все «до крайних пределов возможности» (то крайне дружеское расположение, то проявление официальности, исключающее личностные симпатии);

- отечественные участники переговоров обращают внимание на общие цели и относительно мало уделяют внимание тому, как это можно сделать;

- русские уступают зарубежным партнерам в умении «торговаться». Русские много переплачивают за границей за все в силу своей склонности платить, не торгуясь, и не сориентировавшись в реальных уровнях цен;

- тактика ведения российских переговоров заключается в позиции с самого начала переговоров занять позицию, которая заключается в завышении своих требований, затем, после длительных дискуссий, сблизить свои позиции;

- на переговорах российские делегации действуют осторожно, не рискуют, выбирают наименее рискованный вариант, редко выдвигают собственные варианты решений;

- большое внимание уделяется выполнению принятых обязательств.

 

Этические нормы США

- отношение с уважением к другим личностям, но настаивают на равноправии;

- отличаются прямотой, ценят честность, откровенность, прямоту (другими странами часто воспринимаются американцы как грубые) быстро переходят к сути разговора, минимизируют формальности;

- предпочитают общаться просто, неофициально, даже если между собеседниками большое различие в возрасте и статусе;

- непременным качеством американского бизнесмена является соблюдение трех правил: анализируй, разделяй обязанности, проверяй исполнение;

- берегут время и ценят пунктуальность;

- в деловом общении американцы энергичны, настроены на интенсивную работу, концентрируя свое внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, стремясь выяснить подходы к решению и детали, связанные с реализацией договоренностей (другими странами это воспринимается как напористость);

- настойчиво реализовывают свои цели, могут и любят «торговаться»;

- демократизм американцы проявляют в стремлении неформально вести переговоры: отказ от строгого следования протоколу, общение по имени независимо от возраста и статуса (часто в других странах это воспринимается как фамильярность); американцы ценят и хорошо реагируют на шутки, стараются подчеркнуть дружелюбие и открытость;

- в американских делегациях нет людей некомпетентных в обсуждаемых вопросах;

- тосты у американцев не приняты;

- если американцы приглашают в дом, то это значит для хозяина очень важно, надо принести в качестве подарка сувенир.