Этические нормы делового общения
Этические нормы по - разному воспринимаются в каждой стране. В каждой стране и у каждого народа свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики. Соблюдение национальных особенностей имеет значение в переговорном процессе, а степень их значимости различна в каждом конкретном случае.
Этические нормы в России
- способность достаточно легко вести дела с представителями различных стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его переговорному стилю;
- стремление доводить все «до крайних пределов возможности» (то крайне дружеское расположение, то проявление официальности, исключающее личностные симпатии);
- отечественные участники переговоров обращают внимание на общие цели и относительно мало уделяют внимание тому, как это можно сделать;
- русские уступают зарубежным партнерам в умении «торговаться». Русские много переплачивают за границей за все в силу своей склонности платить, не торгуясь, и не сориентировавшись в реальных уровнях цен;
- тактика ведения российских переговоров заключается в позиции с самого начала переговоров занять позицию, которая заключается в завышении своих требований, затем, после длительных дискуссий, сблизить свои позиции;
- на переговорах российские делегации действуют осторожно, не рискуют, выбирают наименее рискованный вариант, редко выдвигают собственные варианты решений;
- большое внимание уделяется выполнению принятых обязательств.
Этические нормы США
- отношение с уважением к другим личностям, но настаивают на равноправии;
- отличаются прямотой, ценят честность, откровенность, прямоту (другими странами часто воспринимаются американцы как грубые) быстро переходят к сути разговора, минимизируют формальности;
- предпочитают общаться просто, неофициально, даже если между собеседниками большое различие в возрасте и статусе;
- непременным качеством американского бизнесмена является соблюдение трех правил: анализируй, разделяй обязанности, проверяй исполнение;
- берегут время и ценят пунктуальность;
- в деловом общении американцы энергичны, настроены на интенсивную работу, концентрируя свое внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, стремясь выяснить подходы к решению и детали, связанные с реализацией договоренностей (другими странами это воспринимается как напористость);
- настойчиво реализовывают свои цели, могут и любят «торговаться»;
- демократизм американцы проявляют в стремлении неформально вести переговоры: отказ от строгого следования протоколу, общение по имени независимо от возраста и статуса (часто в других странах это воспринимается как фамильярность); американцы ценят и хорошо реагируют на шутки, стараются подчеркнуть дружелюбие и открытость;
- в американских делегациях нет людей некомпетентных в обсуждаемых вопросах;
- тосты у американцев не приняты;
- если американцы приглашают в дом, то это значит для хозяина очень важно, надо принести в качестве подарка сувенир.