Организация деятельности

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения (р);
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (р);
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром литературы; обогащение нравственно-эстетического опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России (л, лнр);
  • формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме (ин);
  • развитие личности ребенка, внимания, мышления, памяти и воображения (ин);
  • развитие образного, логического и ассоциативного мышления, воображения (м, муз));
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи (ом)
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе (ом);
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье (ом);
  • воспитание уважения к музыкальной культуре разных стран мира (муз);
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка (изо);
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности (изо);
  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре (изо);
  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни (т);
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности (т);

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Восприятие и понимание звучащей речи (р)

  • Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действия (нр).
  • Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана текста. (нр). Постановка вопросов к тексту (лнр).
  • Понимание содержания прочитанного текста: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность (л). Составление простого плана. Пересказ текста (в том числе по плану), оценка прочитанного (нр).

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения (р).

Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (р).

Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала (р).

Нахождение в тексте необходимой информации.

Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера) (р).

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью (л).

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников (л).

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова (р).

Использование словарей русского языка, орфографического словаря (р).

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, > (м).

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) (м).

Установление зависимостей между величинами, определяющими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простых логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…» *м).

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) (м)

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др (м).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины (м).

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя (ом).

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) (ом).

Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах (ом).

Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность (ом).

Образная природа изобразительного и музыкального искусства (муз, изо).

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу (изо).

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (изо).

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции (изо).

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности (изо)

Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделейпредметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики (изо).

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии (изо).

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (изо).

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы (изо).

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе (т).

Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности) (т).

Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. (т).

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Использование измерений для решения практических задач (т).

Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций (т)

Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу. Проверка модели в действии (т).