Политики «перестройки» и распад СССР.

В марте 1985 г., после смерти К.У. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Для выхода из кризиса у СССР было два варианта. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии политических свобод широко развер­нулась экономическая реформа Дэн Сяопина. Второй вариант предполагал од­новременно проведение экономически и политических реформ. Руковод­ством страны был избран второй вариант. В апреле 1985 г., на основе доклада М. Горбачева на пленуме ЦК КПСС, были обсуждены вопросы обнов­ления советского общества, ускорения социально-экономическо­го развития страны. Это было начало «перестройки». "Перестройка" понималась руководителями как политика исправления ошибок, преодоления консерватиз­ма и застойности. Целью "перестройки" была необходимость восстановления ленинской концепции социализма, в которой приоритет отдавался человеку труда. Под «ускорением» понима­лись техническая реконструкция народного хозяйства, обновление форм и методов идеологической работы, совер­шенствование социалистической демократии.

В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была разра­ботана программа перестройки внутриполитической жизни и на­мечены основные направления политических преобразований в стране. Была поставлена задача восстановить полновластие Сове­тов, отделить органы компартии от государства. Высшим органом власти в СССР стал Съезд народных депутатов. Он формировал Верховный Совет, который являлся постоянно действующим пар­ламентом. Был создан Комитет конституционного надзора, при­званный следить за соблюдением Конституции и соответствием ей законов и нормативных актов. Выборы в новые органы власти проходили в обстановке со­стязательности и альтернативности кандидатур. 25 мая 1989 года в Москве открылся первый Съезд народных депутатов СССР, ко­торый взял на себя всю полноту власти в стране. При формировании Съезда народных депутатов СССР 1/3 депутатов избиралась не путем всеобщего голосования, а от об­щественных организаций, причем не на их съездах, а на плену­мах. В 1990 г. в руководящих кругах СССР пришли к выводу о необходимости вмонтировать в созданную структуру систему пре­зидентской власти. Однако М. Горбачевым боялся всенародных выборов. Поэтому была принята поправка к Конституции, где было оговорено, что первый Президент избирается не все­народно, а Съездом народных депутатов. В марте 1990 г. Съезд народных депутатов СССР избрал Гор­бачева М.С. Президентом страны. Таким образом, Горбачев совместил два высших поста в государстве.

Весной 1990 г. Съезд народных депутатов изменил 6-ю статью Конституции СССР, о ру­ководящей и направляющей роли КПСС в обществе. После этого стали возникать и фор­мироваться новые партии и движения. Таким образом, была возрождена многопартийность. К концу 1991 г. в России было зарегистрировано 13 партий.

В июне 1987 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором была принята программа реформ в экономике. Был провозглашен пере­ход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Для этого были приняты новые законы об индивидуальной трудовой деятельности, о государственном предприятии, о кооперации, об аренде. Предприятия стали переводиться на хозрасчет, са­мофинансирование и самоуправление. Однако промышленные предприятия не смогли «перестроиться». Предприятиям оказывала сопротивление хозяйственная и государственная бюрократия. В аграрном секторе сохранялось директивное управление. Только к 1989 г. появилось небольшое количество фермерских хозяйств и агрофирм, которые не могли обеспечить население продовольствием. Наиболее успешно шло создание кооперативов, направленных на удовлетворение спроса на товары и услу­ги. Однако кооперативное движение помогало "теневой экономике" "отмы­вать" капиталы. В СССР появился рэкет и организованные преступные группы, которые занимались выбиванием денег из кооператоров. Начиная с 1988 г. и особенно с 1989 г. положение в эко­номике стало резко ухудшаться. Потому что, старая административная система управления хозяйством была сломана, а новая не была созда­на. Кроме того, своевременно не были проведены изменения в ценообразовании, в стабилизации финансов страны. В это же время была проведена антиалкогольная кампания, которая вместо пользы нанесла большой экономический урон. Долг СССР иностранным государствам все больше возрастал. Продовольственная проблема не только не была решена, но еще больше обострилась: талоны на продукты пита­ния стали повсеместным явлением. Не произошло реальной модернизации легкой промышлен­ности. В октябре 1990 г. из основных 115 товаров культурно-бытового назначения в свободной продаже не было ни одного. За второе полугодие 1990 г. цены на рынках выросли в среднем в 2-3 раза. В целом, произошел фактический развал потребительского рынка, инфляционные процессы уско­рились.

К 1990 г. в обществе укрепилось мнение, что альтернативой административно-командной системе управления народным хо­зяйством является рыночная экономика. К середине лета 1990 г. органы власти республик начали борь­бу с центром за контроль над банками и финансовыми ресурсами. Особенно острым стало противостояние между новым руководством России в лице Б. Ельцина и руководством Союза в лице М. Горба­чева. В стране начался "парада суверенитетов", когда союзные республики приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканских законов над союзными. Поэтому в 1990 г. встала проблема не только обновления, но и самого суще­ствования СССР. 21 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу сохранения СССР. В нем приня­ли участие 147 млн. человек, из которых на вопрос о сохранении СССР ответили «да» 112 млн., т.е. большинство голосовавших. Кроме того, большинство россиян высказались за введение в России поста Пре­зидента.

После референдума Горбачев и руководители 9 республик приняли совместное заявление (формула "9+1"), в котором призвали осталь­ные 6 республик: Грузию, Латвию, Литву, Эстонию, Молдову и Армению подключиться к подписанию нового Союзного Дого­вора. 23 апреля 1991 г. по инициативе Горбачева в Ново-Огареве (под Москвой) состоялась встреча руководителей 11 республик, не присутствовали представители Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии, на которой была достигнута договоренность о подготовке нового союзного договора. Пока шла подготовка нового союзного договора, в России началась кампания по выбо­рам президента. На пост президента претендовали 6 кандидатов: В. Бакатин, В. Жириновский, Б. Ельцин, А. Макашов, Н. Рыжков и А. Тулеев. 12 июня 1991 г. первым Президентом Российской Федера­ции был избран Б.Н. Ельцин, именно с ним большинство избира­телей связывало надежды на развитие демократии и стабилиза­цию экономики. К августу был подготовлен проект союзного договора, кото­рый согласились подписать 9 республик. Датой подписания было назначено 21 августа 1991 г. Новый договор предусматривал со­здание федеративного государства, ликвидацию многих централь­ных структур, планировались кадровые перестановки, затрагивав­шие интересы многих чиновников. Поскольку сорвать подготовку нового союзного договора не удалось, консерваторы составили заговор. 18 августа 1991 г. груп­па руководителей предложила Горбачеву ввести чрезвычайное положение и покончить с реформами. После отказа Горбачева, отдыхавшего в Крыму на даче в Форосе, его попытались отстра­нить от управления страной. В ночь на 19 августа 1991 г. вице-президент Г.И. Янаев издал Указ о его вступлении в должность президента в связи с «болезнью» М.С. Горбачева. Был создан Государственный ко­митет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вош­ли Г.И. Янаев, О.Д. Бакланов, Б.К. Пуго, В.А. Крючков, B.C. Пав­лов, Д.Т. Язов, А.И. Тизяков, В.А. Стародубцев, т.е. все высшие должностные лица государства. Было введено чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. События, происшедшие 19-21 августа, вошли в историю как «августовский путч». Однако осуществить попытку государственного переворота им не удалось. Борьбу с ГКЧП возглавили Ельцин и руководство России. Тысячи москвичей пришли к Белому дому, где находилось правительство России. Фак­тически ни народ, ни армия не поддержали «гэкачепистов». Не обошлось без жертв: сре­ди оборонявших Белый дом погибли трое молодых парней.

Августовские события усилили дестабилизацию, ускорили нараставший распад СССР. Одна за другой все союзные респуб­лики и некоторые автономные республики (Татарстан, Чечено-Ингушетия) заявили о своем "полном" суверенитете и независи­мости. После возвращения из Фороса Горбачев утвердил указы Ель­цина, принятые во время чрезвычайного положения. Потом он санкционировал приостановление деятельности КПСС, арест финансовых счетов партии и конфискацию ее зданий. Затем распустил КГБ и разделил с Ельциным управление ядерным оружием. Фактически была разрушена вся система законов и струк­тура союзной власти. 8 декабря 1991 г. под Брестом встретились руководители России, Украины и Беларуси - Ельцин, Кравчук и Шушкевич, ко­торые объявили о прекращении существования СССР и заключи­ли соглашение о Содружестве Независимых Государств (СНГ). Ликвидация СССР и создание нового объединения (СНГ) была поддержана на встрече в Алма-Ате руководителей 11 рес­публик (кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии) в середине де­кабря 1991 г. М. Горбачев заявил о своей отставке. Таким образом, перестал существовать СССР и возник СНГ.