Параметрические методы

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена ЦУД:

Цуд = Цб / Пб,

где Цб – цена базисного изделия,

Пб – величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывается цена нового изделия ЦН:

ЦН = ЦУД  ПН,

где ПН – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

Например, фирме необходимо определить цену электродвигателя мощностью 20 кВт. В качестве конкурентного принимается электродвигатель мощностью 10 кВт по цене 210 000 руб., все прочие технико-экономические показатели обоих электродвигателей одинаковы. Тогда в соответствии с методом удельных показателей цена электродвигателя мощностью 10 кВт составит (210 000 /10) х 20 = 420 000 руб.

Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:

Ц = f(X1,X2,…Xn),

где Х1,2,…n – параметры изделия.

Количественная зависимость между изменениями результативного (Ц) и факторных (Xi) признаков находится на основе метода регрессионного анализа.

Балловый метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:

1) определяется цена одного балла:

2) определяется цена нового изделия:

 

где Цб – цена базового изделия-эталона;

Ббi – балловая оценка i-гo параметра базового изделия;

БHi – балловая оценка i-гo параметра нового изделия;

Ц' – цена одного балла;

Vi – весомость параметра.

Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:

Автомобили   Параметры  
Комфортабельность   Надежность   Проходимость  
баллы   коэффициент весомости   баллы   коэффициент весомости   баллы   коэффициент весомости  
Базовый     0,2     0,4     0.4  
Новый     0,2     0,4     0,4  

 

Цена базовой модели 500 тыс. руб. Тогда цена нового автомобиля составит:

ЦH = 500 / (45 х 0,2 + 70 х 0,4 + 80 х 0,4) х (50х0,2+90х0,4+80х0,4)=500 х69/78

= 442 тыс.руб.