Параметрические методы
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена ЦУД:
Цуд = Цб / Пб,
где Цб – цена базисного изделия,
Пб – величина параметра базисного изделия.
Затем рассчитывается цена нового изделия ЦН:
ЦН = ЦУД ПН,
где ПН – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Например, фирме необходимо определить цену электродвигателя мощностью 20 кВт. В качестве конкурентного принимается электродвигатель мощностью 10 кВт по цене 210 000 руб., все прочие технико-экономические показатели обоих электродвигателей одинаковы. Тогда в соответствии с методом удельных показателей цена электродвигателя мощностью 10 кВт составит (210 000 /10) х 20 = 420 000 руб.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:
Ц = f(X1,X2,…Xn),
где Х1,2,…n – параметры изделия.
Количественная зависимость между изменениями результативного (Ц) и факторных (Xi) признаков находится на основе метода регрессионного анализа.
Балловый метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:
1) определяется цена одного балла:
2) определяется цена нового изделия:
где Цб – цена базового изделия-эталона;
Ббi – балловая оценка i-гo параметра базового изделия;
БHi – балловая оценка i-гo параметра нового изделия;
Ц' – цена одного балла;
Vi – весомость параметра.
Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:
Автомобили | Параметры | |||||
Комфортабельность | Надежность | Проходимость | ||||
баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | баллы | коэффициент весомости | |
Базовый | 0,2 | 0,4 | 0.4 | |||
Новый | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
Цена базовой модели 500 тыс. руб. Тогда цена нового автомобиля составит:
ЦH = 500 / (45 х 0,2 + 70 х 0,4 + 80 х 0,4) х (50х0,2+90х0,4+80х0,4)=500 х69/78
= 442 тыс.руб.