Оценка ресурсов и потребностей семьи

«Каким бы не был специалист искушенным диагностом, без оценки ресурсов и потребностей семейного окружения он не может успешно проделать путь от первоначального восприятия ситуации к представлению о том, какова ситуация жизни клиента и способы ее оптимизации», - это пространная цитата задает миссию работы с семьей.

Отечественные специалисты больше привыкли к слову «диагностика», однако зарубежные коллеги стараются избегать это понятия, считая, что диагностические процедуры ничто иное, как подведение некоей уникальной ситуации под стандартное определение, например, «дисфункциональная семья», «семья группы риска» и т.д. Гораздо чаще используется термин «оценка» - выработка суждения относительно потребностей семьи и ее ресурсов, а также соотношения между ними.

Для чего следует оценивать семью? В первую очередь, чтобы понять ситуацию, в которой подросток жил и будет жить после освобождения. Несомненно, важным становится выбор стратегии вмешательства в семейную жизнь подростка: будет ли это информационное вмешательство или консультация; становится ли задачей помощи получение доступа к семейному окружению подростка и возможность достраивания недостающих семейных функций за счет присутствия специалистов. Таблица 3 показывает, как общие цели оценки семьи трансформируются в работе с подростком из мест лишения свободы.

Профессионализм специалиста заключается в умении оценить вклад своего поведения в контакт с семьей. Поэтому отдельным направлением оценки семейного ресурса и потребностей семьи становится анализ своего поведения. В приложении 6 приведена памятка относительно весьма распространенной проблемы, сопротивления семьи взаимодействию со специалистом.

 

Таблица 3 Цели оценки семьи

Цели оценки семьи (общие) Конкретизация целей относительно семьи подростка из мест лишения свободы
Определить точку отсчета: «это начало работы, и от этого уровня ситуации начинается ее преобразование» Определить, какой была семейная ситуация в момент совершения преступления; какова динамика семейной ситуации в текущий момент
Индивидуализировать программу помощи клиенту (связать объективный, событийный ряд с тем, как он воспринимается подростком и членами семьи) Оперировать не только объективными характеристиками семейной ситуации (стабильная занятость родителей, наличие обоих родителей в семье, опыт пребывания членов семьи в местах лишения свободы и т.д.), но и отношенческими характеристиками (привязанность, доверие, уважение, неприязнь, страх)
Выявить вклад окружения и специалистов в изменение ситуации клиента Определить «вес» семейных отношений в криминальном поведении подростка; адаптации к условиям заключения и подготовки к освобождению
Проникнуть в те схемы поведения клиента, которые напрямую связаны с его/ее семейной историей Изучить сложившиеся стратегии выживания подростка под влиянием семьи Определить ресурс семьи и подростка в выстраивании новых стратегий
Предупредить возникновение предрассудков в отношении клиента или преодолеть такие стереотипы Предотвратить возникновение стереотипного суждения о семье подростка со стороны части персонала колонии; Минимизировать бытовое представление о ресурсе семьи в целом; предотвратить применение таких суждений со стороны специалистов в адрес осужденныхытовое представление о ресрсе семьи в целом. ростка со стороны исутствия у окружению подростка и можностей и ограничений.
Сопоставить различные технологии и подходы помощи, определить критерии оценки эффективности Выбрать сочетание стратегий, которые будут опираться и на ресурсы подростка (семьи), и удовлетворять потребности
Помочь семье и клиенту (оценка как составляющая программы помощи) Переформулировать негативное отношение в рефлексирующее Содействовать лучшему пониманию себя и окружающих (как у подростка, так и у других членов семьи)

По книге L’Abate L. Family evaluation. A psychological approach. SAGE Publications, London, 1994, pp..6-13