Планируемый результат.
План теоретического занятия № 16
Состав слюны и функции слюны.
Слюна– это смесь секретов крупных и мелких слюнных желез полости рта. Представляет собой прозрачную жидкость слабощелочной реакции. Суточное количество слюны у взрослого человека составляет от 0,5 до 2 л.
В состав слюны входит:
- вода 98-99%
- сухой остаток 1-2%.
Сухой остаток состоит из органических и неорганических веществ. Из неорганических веществ в слюне содержатся калий, хлор, натрий, кальций и др.
Из органических веществ в слюне имеются:
1) ферменты: амилаза и мальтаза, начинающие действовать в полости рта на углеводы;
2) муцин – белковое слизистое вещество, которое придает слюне вязкость, склеивает пищевой комок и делает его скользким, облегчая проглатывание и прохождение комка по пищеводу;
3) лизоцим – бактерицидное вещество действует на микробы.
Функции слюны:
1. Пищеварительная - связана с ферментами;
2. Экскреторная (выделительная) - выделяет лекарственные вещества и некоторые продукты обмена - мочевину, мочевую кислоту;
3. Кровоостанавливающая - связана с наличием в слюне тромбопластических веществ;
4. Защитная – отмывание раздражающих веществ, попавших в полость рта;
5. Бактерицидная – за счет лизоцима.
Специальность 060101, 060102, 060501
Дисциплина - «Анатомия и физиология человека»
Тема «Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника».
Тип занятия:урок - лекция
Вид занятия: урок усвоения нового материала
Цели занятия
Образовательная
- формировать информационную компетентность – развивать способность делать выводы по тексту.
Развивающая
- формировать и развивать навыки анализировать, проводить сравнение;
Воспитательная
- формировать общекультурную компетентность - воспитывать требовательность к себе за результат выполнения задания.
Межпредметные связи: Терапия: «Заболевания органов пищеварительной системы», хирургия: «Сестринская помощь при хирургических заболеваниях и повреждениях прямой кишки».
Внутрипредметные связи: Анатомия и физиология человека: «Сердечно-сосудистая система», «Ткани», «Нервная система».
Методы обучения: проблемно-сообщающий
Оснащение занятия:
- мультимедийная установка, ноутбук, интерактивная доска;
- календарно - тематический план;
- методическая разработка теоретического занятия
Студент должен знать:
- отделы тонкого и толстого кишечника
- строение стенки тонкого и толстого кишечника
- особенности слизистой оболочки тонкого кишечника
- состав и значение кишечного сока
- проекцию отделов толстого кишечника на переднюю брюшную стенку
- функцию и роль микрофлоры толстого кишечника
- внешнее и внутреннее отличие тонкого и толстого кишечника.