При различных видах деятельности

Динамика межполушарных взаимоотношений

Изменения межполушарного доминирования.

Правое же доминирует в реализации конкретно-образного мышления и эмоциональной деятельности.

Соответственно левое полушарие является ведущим в осуществлении процессов абстрактной, символической интеллектуальной деятельности.

Структуры же правого полушария, функционально организованные по голографическому принципу, выполняют, главным образом, суммацию, сопоставление и синтез поступающей информации.

Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова (1988) отмечают наличие определённой взаимосвязи между особенностями восприятия индивидуального пространства и времени и межполушарной асимметрией. Так, структуры левого полушария прогнозируют поведение организма в будущем, в то же время как правое полушарие отражает события настоящего, прошлого и работает в режиме реального времени.

В психологической литературе используется понятие «полушарность», понимаемое большинством авторов как «рукость», то есть предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных двигательных актах: правшество, левшество, амбидекстрия.

Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) - присущее данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий. В.П. Леутин и Е.И. Николаева (1988) используют понятие «латеральный фенотип» человека для определения различий, обусловленных асимметрией полушарий в двигательной, сенсорной и психической сфере. В.Л. Бианки (1996) применяет для обозначения совокупности периферических асимметрий термин «индивидуальный латеральный профиль». Для его определения выявляется ведущая рука, глаз, ухо. Е.Д. Хомская (1997) объединяет мануальную, слухоречевую и зрительную асимметрии в профиль латеральной организации (ТОЮ).

 

 

Характерный признак функциональной асимметрии полушарий – это динамизм. Асимметрия не постоянна и изменяется на разных стадиях осуществления функций, в процессе высшей нервной деятельности и обучения. В процессе обучения функциональная асимметрия может быть усилена, уменьшена или изменена. Правое полушарие в меньшей степени подвержено корректирующим влияниям стимулов, оно автономнее, чем левое. Примером влияния опыта на функциональные асимметрии полушарий может служить воздействие музыки на ЦНС; у непрофессионалов происходит активация правого полушария, у профессиональных музыкантов асимметрии нет (Э.А. Констандов, 1993).

В процессе онтогенеза формируются циклы, которые проявляются в виде доминирования правого или левого полушария.

Активность правого полушария соответствует фазе стресса, активность левого полушария – конкретной деятельности, целенаправленному инструментальному поведению.

Функциональную асимметрию предлагается рассматривать как индикатор фаз развития процессов адаптации и фаз онтогенеза. Смена фаз соответствует возрастным кризисам. Нарушения в динамике функциональных асимметрий, избыточное усиление активности правого или левого полушария, увеличение доли нулевых функциональных асимметрий указывает на неоптимальное развитие (Е.С. Гольдшмит, 1998). Межполушарные взаимоотношения имеют особое значение в критические возрастные периоды. Достаточно хорошая зрелость функциональной межполушарной асимметрии мозга обеспечивает оптимизацию механизмов межполушарного взаимодействия в возрасте 7 лет.

Полушарная организация вербальных процессов у детей отличается от таковой у взрослых. Это проявляется в отсутствии полушарного предпочтения в 7 лет и в генерализованном преобладании левой гемисферы в 10-летнем возрасте.