Тема любви

К теме любви Маяковский неоднократно обра­щался в своих произведениях («Лиличка! Вместо письма», «Гейнеобразное», «Письмо к любимой Мол­чанова..», «Письмо товарищу Кострову..», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Люблю»). В разработке этой темы у поэта можно отметить ряд особенностей: космический характер чувств героя («Враспашку — // сердце почти что снаружи — // себя открываю и солнцу и луже // Входите страстями! // Любовями в лазьте!» — «Люблю»), установка на глобальный мас­штаб, соединение интимных и гражданских мотивов, публицистичность.

Примером поздней любовной лирики является стихотворение «Письмо товарищу Коетрову из Пари­жа о сущности любви» (1928). Письмо адресовано Т. Кострову, редактору «Комсомольской правды». Об­ращаясь к лицу официальному, лирический герой раз­мышляет о сущности любви. Для него любовь — это чувство, перестраивающее всю жизнь человека, пре­образующее мир вокруг него. Неожиданные метафоры передают силу и красоту этого чувства (любовь рож­дает «слово золоторождённой кометой»). Поэт избе­гает высокой, торжественной лексики, чувства его рождаются в обыденной обстановке («я хожу, // стишки пишу // в записную книжицу»). Наряду с не­ожиданными метафорами, контрастирующими с обы­денной лексикой, автор включает в это стихотворение о любви иронию («Сонм видений // и идей // полон до крышки. // Тут бы и у медведей // выросли бы кры­лышки »), снижающую пафос стихов. Разговор об ин­тимнейшем чувстве приобретает в стихотворении пуб­лицистическую направленность: лирический герой, окрылённый любовью, способен «и вести, // и влечь», а также «вражьи // головы // спиливать с плеч // хво­статой // сияющей саблей». Любовь — это пробудив­шаяся творческая энергия, «экстаз», «соям видений и идей», так же, как и поэзия, способная освещать жизнь людей «ловом — «кометой».

В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) тема любви приобретает драматическую ин­тонацию. Лирический герой, стремясь подавить свою ревность, говорит о ревности «за Советскую Россию». В стихотворении соединяются два плана повествования: интимно-лирический и публици­стический — которые и определяют композицию стихотворения:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела,

близких мне,

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Эта двуплановость указывает на приоритет идео­логии и политики в жизни и творчестве поэта-трибу­на, выступающего от лица Советской России. Итого­вая формула стихотворения, появившаяся в после­дних строках, свидетельствует об уверенности героя в будущей победе как в любовном, так и в идеологическом поединке («Я всё равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоём с Парижем»).