Методы и приемы экспериментальной фонетики

Орфоэпия

 

Нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия.

Орфоэ2пия1 буквально значит правильное произношение (ср. орфография– буквально «правильное письмо»). Однако иногда под этим разумеют вообще произношение литературного языка и говорят о «хорошей» и «плохой» орфоэпии. В науке о языке орфоэпия обозначает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радиовещания, театра и эстрады, школы и ораторского искусства. Опираясь на знание фонетики данного языка, т. е. на знание состава фонем и законов распределения их по позициям с получающимися в слабых позициях вариациями и вариантами, орфоэпия дает индивидуальные нормы для разных случаев и выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка и последовательности в системе.

1 Орфоэ2пия – от греческого orthos – «прямой» и epos – «речь».

 

Так, для русского языка указываются пределы допустимости «фрикативного г [g]» перед гласными (например, в междометии господи!, в заимствованном слове бухгалтер, в междометиях [аgа], [оgо]); нормы произношения прилагательных на-кий, -гий, -хий с безударными окончаниями (строгий, крепкий, тихий как [стро2г@и7, кр'э2пк@и7, т'и2х@и7]), нормы произношения согласных перед [э] в иноязычных словах (например, тема [т'э2мL] с т мягким, но отель [о%тэ2л'] с т твердым), отклонения от нормальной схемы редукции гласных (например, он был [о%н бы2л], мой сын [мо%и7 сы2н], но я [нo%ja2] , поэт [по%э2т] без качественной редукции безударного [о] или: да я [д@jа2], что он [шт@о2н], коль ты [к@л'ты2] с редукцией второй степени [Ə] в первом предударном слоге и т. п.).

К ведению орфоэпии относится и место ударения в словах и формах (и2наче или ина2че, далеко2 или дале2ко, в ре2ку или в реку2, кла2ла или клала2 и т. п.).

Вспомогательным разделом орфоэпии служат так называемые пра2вила чте2ния, т. е. произносительные указания к чтению букв и их сочетаний в тех случаях, когда письмо и язык не соответствуют друг другу, например чтение окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже единственного числа-ого как [-о2вL] или [-@вL], чтение чв словах что, конечно, гречневый, Саввична как [ш], чтение щ в словах типа помощник как [ш], чтениезжижд в словах визжать, брезжить, брюзжать, езжу, позже, дождя как [ж] «ж долгое мягкое» и т. п.

 

 

Эксперимента2льная (связанная с опытами, экспериментами) фонетика может многое разъяснить для изучающих звуковой строй языка.

Однако не надо думать: 1) что экспериментальный метод в фонетике связан только с машинами и приборами; 2) что все вопросы фонетики можно решить экспериментальным методом.

Эксперимент (опыт1) в фонетике (и не только в фонетике) – очень важный прием работы языковеда, но, для того чтобы получить нужное понимание фонетического строя того или другого языка, одних данных экспериментально-фонетического метода недостаточно.

1Здесь имеется в виду то значение слова опыт, которое указано в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова под № 3 (см. т. II, с. 841).

 

Экспериментальный метод может осуществляться без всяких машин и приборов. Надо лишь привычное свое говорение проверить. Значит, этот метод можно использовать каждому говорящему даже с самим собой (на слух, при помощи зеркала, рояля и т. п.).

Для этого, например, нужно произнести и– у и почувствовать, что: 1) при и язык впереди, а при усзади; 2) при и губы растянуты, а приу собраны в трубку; 3) и «выше» на слух, чем у.

Для первого эксперимента этого уже достаточно.

Можно использовать экспериментальное наблюдение и в диалогах, в массовых беседах, заставляя повторять якобы «недослышанное» и тем проверяя свои впечатления. Так поступают опытные диалектологи, в задачу которых входит «выудить» местную речь «без насилия», а путем повторных «наводящих» вопросов.

Любые экспериментально-фонетические методы имеют конечной целью перевести слышимое в видимое: в фотографию, кривую, соотнесенную с координатами, в схему, чертеж, диаграмму и т. п., что может быть включено в текст статьи, учебника, оформлено в виде таблиц и т. д., т. е. стать наглядным и обозримым.

Какой же методикой пользуется экспериментальная фонетика?