Индексы
- параметры заторможенного потока
в – винт, вентилятор
ВД – каскад высокого давления
дв – двигатель
н - номинальный
к – компрессор
кр – крейсерский
м.г. – малый газ
НД – каскад низкого давления
0 – параметры максимального режима в САУ на уровне моря при Мп=0
СД – каскад среднего давления
ср – средний
т – турбина
ф – форсажная камера
∑ - суммарный
- сечение за камерой сгорания
- охлаждение
- лопатка
- смятие
- изгиб
- срез
- центр масс
Сокращения
ГТД – газотурбинный двигатель
кВ(Н)Д – компрессор высокого (низкого) давления
ЛА – летательный аппарат
САУ – стандартные атмосферные условия
ТВаД – турбовальный двигатель
ТВ(В)Д – турбовинтовой (турбовинтовентиляторный) двигатель
ТРД(Д) – турбореактивный двигатель (двухконтурный)
ТРДДФ – двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой
Предисловие
Одним из этапов формирования инженера-конструктора в процессе обучения в университете является приобретение навыков проектирования отдельных элементов авиационных ГТД и наземных энергетических установок. Этот процесс идет одновременно с изучением курсов «Основы проектирования АД и ЭУ», «Компьютерное проектирование основных узлов АД и ЭУ», которые являются основными в системе специальной подготовки.
Представленные в методических указаниях проектные задания призваны решить две основные задачи. Это - изучение созданных отечественных и зарубежных конструкций авиационных двигателей (подразумевается, что в ходе выполнения восьми проектных работ, студент познакомится как минимум с таким же числом конструкций) и приобретение навыков творческой работы, неразрывно связанной со способностью вырабатывать новые идеи и критическом, но в то же время основанном на глубоком знании предмета, отношении к уже созданным образцам.
Навыки проектирования элементов двигателя, как и любые другие навыки, вырабатываются постоянной тренировкой, состоящей в стремлении шаг за шагом осваивать различные методы м приемы решения проектных задач, совершенствовать свое мастерство, которое, в свою очередь, должно выражаться в оригинальности и обоснованности предлагаемых решений, в правильности и аккуратности графического исполнения, в быстроте выполнения работы. Успешное решение проектных задач призвано подготовить студента к следующим этапам обучения: сквозному курсовому проекту и дипломному проекту.
Проектные задачи составлены применительно к отдельным узлам и системам двигателя и в той последовательности, в какой проектирование узлов излагается в лекционных курсах. За методическую основу взята разработанная на кафедре КиПДЛА СГАУ компьютерная база АД и ЭУ – результат многолетней работы педагогов и студентов.
Авторы выражают глубокую признательность студентам Батурину Н.В., Гуленкову В.С., Пелешко Н.В., Романовой А.А., Лазаревой Е.А., Фролову Н.В. за помощь в подготовке материалов методических указаний.