Индексы

 

- параметры заторможенного потока

в – винт, вентилятор

ВД – каскад высокого давления

дв – двигатель

н - номинальный

к – компрессор

кр – крейсерский

м.г. – малый газ

НД – каскад низкого давления

0 – параметры максимального режима в САУ на уровне моря при Мп=0

СД – каскад среднего давления

ср – средний

т – турбина

ф – форсажная камера

∑ - суммарный

- сечение за камерой сгорания

- охлаждение

- лопатка

- смятие

- изгиб

- срез

- центр масс

 

Сокращения

 

ГТД – газотурбинный двигатель

кВ(Н)Д – компрессор высокого (низкого) давления

ЛА – летательный аппарат

САУ – стандартные атмосферные условия

ТВаД – турбовальный двигатель

ТВ(В)Д – турбовинтовой (турбовинтовентиляторный) двигатель

ТРД(Д) – турбореактивный двигатель (двухконтурный)

ТРДДФ – двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой

 

 

Предисловие

 

Одним из этапов формирования инженера-конструктора в процессе обучения в университете является приобретение навыков проектирования отдельных элементов авиационных ГТД и наземных энергетических установок. Этот процесс идет одновременно с изучением курсов «Основы проектирования АД и ЭУ», «Компьютерное проектирование основных узлов АД и ЭУ», которые являются основными в системе специальной подготовки.

Представленные в методических указаниях проектные задания призваны решить две основные задачи. Это - изучение созданных отечественных и зарубежных конструкций авиационных двигателей (подразумевается, что в ходе выполнения восьми проектных работ, студент познакомится как минимум с таким же числом конструкций) и приобретение навыков творческой работы, неразрывно связанной со способностью вырабатывать новые идеи и критическом, но в то же время основанном на глубоком знании предмета, отношении к уже созданным образцам.

Навыки проектирования элементов двигателя, как и любые другие навыки, вырабатываются постоянной тренировкой, состоящей в стремлении шаг за шагом осваивать различные методы м приемы решения проектных задач, совершенствовать свое мастерство, которое, в свою очередь, должно выражаться в оригинальности и обоснованности предлагаемых решений, в правильности и аккуратности графического исполнения, в быстроте выполнения работы. Успешное решение проектных задач призвано подготовить студента к следующим этапам обучения: сквозному курсовому проекту и дипломному проекту.

Проектные задачи составлены применительно к отдельным узлам и системам двигателя и в той последовательности, в какой проектирование узлов излагается в лекционных курсах. За методическую основу взята разработанная на кафедре КиПДЛА СГАУ компьютерная база АД и ЭУ – результат многолетней работы педагогов и студентов.

Авторы выражают глубокую признательность студентам Батурину Н.В., Гуленкову В.С., Пелешко Н.В., Романовой А.А., Лазаревой Е.А., Фролову Н.В. за помощь в подготовке материалов методических указаний.