Лекция 4. Наука и техника в Средние века

Перечислите требования, предъявляемые к шихтовым материалам для производства агломерата.

Опишите процесс усреднения

Средневековье - принятое в истории науки обозначение периода Всемирной истории, следующего за историей Древнего мира и предшествующего истории Нового времени. Понятие Средние века утвердилось в науке с XVII в. Понятие "средневековье" появилось в применении к культурно-исторической ситуации Западной Европы и имело достаточно четкое содержание (крушение античного мира, провал, разрыв исторического процесса, откуда и пошло название "темная ночь средневековья").

Хронология средневековья

(Показать исторические карты средневековья)

Средневековье имеет "внутреннюю периодизацию" (не всегда совпадающую в различных исторических дисциплинах):

темное время - раннее средневековье (VI - IX вв.);

средний период средневековья (X - XI вв.);

высокое (зрелое, развитое, классическое) средневековье (XII - XVI вв.), которое заканчивалось эпохой Возрождения или Ренессанса – (XIV – XVI вв.)

Наиболее общие хронологические рамки периода: середина V в. - XVI в.

Есть и другие точки зрения. В частности, французский историк Жак Ле Гофф настаивает на расширении временных рамок эпохи средневековья, «начинающуюся со II - IV столетия поздней Античности… Средневековье длилось, по существу, до XVIII в…"

География средневековья

Наиболее общие географические ареалы развития "научного" мышления и технологических инноваций в рассматриваемый период:

"Западная Европа";

"Византия" и зона ее влияния;

"Арабский Восток";

"Восток" (Индия, Китай, Япония);

"Доколумбова Америка".

Наиболее тесно между собой были связаны первые три ареала.

Специфика средневековья

Современная наука, современные технологии своими корнями уходят в тип мышления и способы технологического познания и освоения мира, характерных для ареала Западной Европы.

1) Тезис о том, что в основе европейской науки и технологии лежат античные достижения далеко не всегда подтверждается рассмотрением механизмов ассимиляции этих достижений.

2) Важным аспектом темы является изучение взаимосвязи рационального знания и религиозной веры.

Средневековье (при всей условности и разноплановости этого понятия) занимает особое место в предыстории науки и техники. Специфичность периода определяется:

1) принципиально иным, по сравнению с античностью, типом мышления ("религиозным"), характерным для ученого человека средневековья;

2) качественно иным характером понимания связи теоретического знания и продуктивной деятельности;

3) радикальным изменением важнейших технологий.

Познавательная ситуация в средневековье

Познавательная ситуация (идеалы знания, принципы научного мышления, методы, понятия, научные практики, в целом) в Средние века задавалась следующими основными особенностями:

1)понимание Истины как Божественного откровения, воплощенного в Слове; что вызывало необходимость комментирования Текста Священного писания;

2)понимание Истины для сотворения человека по образу и подобию Бога, - как пути к ней и к Богу, как непрерывного процесса самосовершенствования, пути к Богу в себе: "стучите, и отворят вам";

3)понимание сотворенной природы как дополнительного средства постижения Истины.

Структура средневекового научного знания

Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:

1)физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;

2)учение о свете; оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины - "метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;

3)учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни. Оно содержало богатый эмпирический материал и систему классификации аристотелевского толка;

4)комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.

Средневековое понимание сущности Творения

Возможно самым фундаментальным изменением познавательной ситуации, затронувшей все ее элементы, стало новое понимание сущности Творения.

Ничто, из которого создается мир, означает не абсолютное отсутствие чего бы то ни было, а лишь отсутствие определенности, регулярности в неопределенном потоке изменения.

Процесс Творения - внесение порядка и закона внутрь стихии изменения. Бог становится тем началом, которое непрерывно вносит закон и порядок внутрь изменчивого, творит бытие человека и неотделим от него. Нет ничего статичного, все в непрерывном процессе становления.

Хотя разуму и отводилась вспомогательная роль, все же познавательность получила статус одного из путей, ведущих к богопознанию.

Черты христианской учености

Христианская ученость возникла в трудах ранних христианских апологетов II- III вв. как проповедническая. Целевое назначение словесной массовой религиозной проповеди обуславливало ее основные доминанты: защита и распространение христианства против язычников путем убеждения их на понятном им языке и доступной им картине мира.

В системе образования и научно - философской культуре все это формировало три основные направления:

1) владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста - грамматика, риторика, диалектика);

2) построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения, собственно теологии;

3) обоснование праведной жизни - этика, экономика, право, политика.

Гибель античной цивилизации

Катастрофа, погубившая цивилизацию древнего мира, была вызвана фундаментальным открытием кочевниковизобретением стремени.Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени вызвало страшную волну нашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.