Тема 1.2. Информационная поддержка труда медицинских работников. Электронные версии первичной медицинской документации. Электронная подпись врача 1 страница

 

Логичным и обоснованным представляется убеждение в том, что «врач XXI века — это профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней и вооружённый для этого современными медицинскими технологиями». Действительно, результативность лечебно-диагностического процесса, эффективность использования ресурсов в нём задействованных, во многом определяются своевременностью и качеством решений, принимаемых врачом. Врач всегда был и остаётся главным звеном всей системы здравоохранения.

Объём знаний, необходимых для успешной работы врача, значителен. Сейчас же он увеличился многократно и продолжает постоянно расти. Поэтому актуальность усиления информационной поддержки труда врачей, медицинских работников в целом обусловлена не только потребностью в повышении качества оказываемой населению меди­цинской помощи, но и необходимостью оптимизации используемого для этого потенциала лечебного учреждения.

Эффективное решение проблемы возможно только посредством новых подходов, путем информатизации основных направлений деятельности учреждений здравоохранения и труда медицинских работников, реорганизации системы управления ресурсами здравоохранения (кадры, финансы, материально-техническая база, лечебно-диагностический процесс, обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и др.) на основе использования медицинских и информационных технологий.

Поэтому проблема создания АРМ врачей и других служащих в ЛПУ давно уже перешла из плоскости теоретических рассуждений в плоскость практических действий, издания распорядительных актов, разработки проектно-технической документации по созданию и внедрению конкретных предметно-ориентированных медицинских АРМ как составляющих элементов автоматизированных медицинских информационных систем ЛПУ. Развитие подобных систем, имеющих десятки, а в ряде медицинских организаций - сотни АРМ персонала ЛПУ, - это реальность современного здравоохранения.

Однако само понятие АРМ чрезвычайно широкое и включает в себя многое: от компьютерного мониторинга здоровья пациента в условиях конкретного ЛПУ до сложнейших аппаратно-программных комплексов, позволяющих производить снятие и преобразование медицинских данных. При этом выходная информация представлена в цифровом виде и готова для дальнейшей обработки с помощью персональной ЭВМ.

Оборудование отделений интенсивной терапии одной или несколькими мониторно-компьютерными системами (микропроцессорными комплексами) стало нормой в клинической практике. В течение последнего десятилетия получил распространение класс многочисленных приборов, позволяющих, используя современные вычислительные средства, определять косвенными методами важные физиологические функции, например: сердечный индекс, фракцию изгнания сердца, плотность печени, объём и положение кисты и др. К таким приборам относятся широко применяемые во всём мире эхокардиографы, допплеры, компьютерные томографы, гамма-камеры и другие автоматические комплексы.

Лечебно-диагностический процесс в современных условиях переходит на новые, высокотехнологичные пути развития в сфере получения и реализации диагностической и лечебной информации, а также данных учётно-отчётного характера. Без компьютерной техники внедрение подобных технологий не представляется возможным.

Однако общепринятого определения АРМ врача до сих пор не существует. В частности, можно говорить, что «АРМ лечащего врача есть совокупность технических и программных средств, обеспечивающих его информационную поддержку (сбор, хранение, передачу, переработку и выдачу медицинской информации) при принятии им решения по тактике ведения больного в процессе оказания медицинской помощи пациентам». Или «Под АРМ врача понимается такое рабочее место, на котором осуществляется его трудовая деятельность, связанная с реализацией лечебно-диагностического процесса в соответствии со стандартами и должностной инструкцией, оснащённое совокупностью медико-технических средств и средств вычислительной техники при наличии программного, информационного и организационно-юридического (законодательного) обеспечения».

Врачам как непрограммирующим пользователям, владеющим конкретными предметными медицинскими знаниями, нужны не просто персональные компьютеры, установленные на рабочих местах и выдающие им время от времени некую полезную информацию, а (с учётом их большой профессиональной занятости медиков), максимально простые, удобные и эффективные программно-технические средства информационного сервиса.

Важное требование: применение АРМ не должно нарушать привычного для пользователя (врача) ритма и стиля работы. В то же время ввод в действие АРМ врачей и других медицинских работников требует дополнений и изменений, а подчас и разработки вновь ряда должностных инструкций для специалистов, чётко определяющих их права и обязанности в условиях функционирования АРМ, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение их юридической подлинности в условиях эксплуатации АРМ.

АРМ входят функциональной составляющей в лечебно-диагностический процесс ЛПУ в виде экспертных информационных систем или как средство информационной поддержки принятия врачебных решений (сведения электронных аналогов историй болезни, медицинские карты амбулаторных больных, результаты проведенных параклинических исследований, медицинские стандарты и формуляры лекарственных средств, модели медицинских услуг широкого профиля, стоимостные показатели и др.).

Функционально АРМ ЛПУ отражают все аспекты его профессиональной, административно-хозяйственной и управленческой деятельности, но, прежде всего, обеспечивают информационную поддержку деятельности врача на любом этапе работы с пациентом и сопровождение лечебно-диагностического процесса каждого пациента по основным видам медицинской помощи.

Автоматизация рабочих мест позволяет проводить мониторинг на всех этапах лечебно-диагностического процесса, который, (с учётом внедряемых протоколов ведения больных, выполнения стандартизованных медицинских технологий, компьютерной обработки результирующих данных и показателей трудозатрат медицинских работников), становится всё более формализованным, технологичным и контролируемым, что крайне важно для управления качеством медицинской помощи, экономического и клинического управления.

Однако, следует отметить, что клинические системы информационной поддержки медицинского персонала лечебных учреждений в настоящее время ещё недостаточно развиты и практика их внедрения в стране невелика, что связано с чрезвычайно высокой сложностью их разработки и сопровождения. Тем более ценным является опыт медицинских работников Новосибирской области, где каждая третья центральная районная больница (ЦРБ) с 2000 г. оснащена медицинской информационной системой клинического назначения - ИС «ДОКА». Эта система представляет персоналу широкие возможности для ведения клинической документации по назначению обследований и лечению больных, позволяет автоматизировать обработку информации параклинических подразделений, обеспечивает персонифицированное распределение и учёт медикаментов, контроль совместимости или передозировки назначаемых больному лекарственных средств, упрощает ведение медицинской статистики и облегчает контроль лечебно-диагностического процесса и его безопасность.

Подобного рода клинические системы должны опираться на информационно-технологические модели, включающие: информационную модель болезни по результатам сбора данных анамнеза, клинико-лабораторных исследований, экспертных оценок и сведений о предыдущих госпитализациях; необходимый набор обследований, соответствующих медико-экономическим стандартам; план и медицинские технологии лечения; протоколы ведения больных и формулярные списки необходимых в лечебном процессе лекарственных средств.

Очевидно, что для реализации современных информационных технологий необходимо активное и непосредственное участие пользователей (врачей-специалистов, руководителей-организаторов лечебно-диагностического процесса в медицинском учреждении), являющихся хорошими специалистами в конкретных предметных областях знаний. Только специалист-пользователь наиболее полно и квалифицированно может охарактеризовать выполняемую работу, дать исчерпывающее описание входной и выходной информации.

Анализируя же результаты осуществления проектов информатизации объектов здравоохранения, мы сталкиваемся с довольно распространённой ситуацией, когда пользователи не представляют, что им нужно от средств информатизации, и полностью полагаются в этом на специалистов фирм — разработчиков, экспертов и консультантов. В таких случаях пользователям весьма часто предлагается проект, далёкий от их нужд.

Следовательно, важнейшим моментом в процессе разработки системных решений является грамотная постановка конкретной задачи специалистами — пользователями перед разработчиками программной продукции для медицинских автоматизированных информационных систем или их составных частей (АРМ, подсистем и т. д.).

Существующий сегодня рынок информационных систем при всём их разнообразии не отвечает потребностям клинической медицины. В принципе эти потребности и не могут быть исчерпаны, так как появляются новые методы диагностики и лечения, разрабатываются новые научные концепции, возникают новые направления практической деятельности, выявляются новые заболевания и методы борьбы с ними.

Использование методов системного подхода позволяет чётко определить место и роль персональных компьютеров в ЛПУ, цели и задачи, реализуемые с их помощью. Благодаря им в едином информационном пространстве работают одновременно врачи, провизоры, медсестры, фармацевты, бухгалтера, экономисты и аппарат управления ЛПУ (рис. 3).

На АРМ медицинских работников и немедицинского персонала ЛПУ профиля как на «кирпичиках» строится «здание» автоматизированной информационной системы лечебного учреждения, его единой корпоративной базы данных. Выходные данные АРМ врачей лечебных отделений, а также работников параклинических служб ЛПУ используются для учёта и расчётов стоимости всех услуг, предоставленных пациенту, и формирования счетов на оплату этих услуг.

Автоматизация рабочих мест персонала лечебной организации — это информационная основа создания системы управленческого учёта её работы, оценки вклада трудозатрат каждого работника в конечный результат лечебного процесса, а следовательно, адекватности его денежного вознаграждения.

Автоматизацией индивидуальных рабочих мест медицинского персонала достигается интеграционный эффект: усиление управленческих функций, когда каждый специалист обеспечивает работу в многофункциональном режиме единого информационного пространства данного учреждения. Вместе с тем единое информационное пространство ЛПУ необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую единого информационного пространства территориальной системы здравоохра­нения в целом.

Резюмируя сказанное, можно утверждать: несмотря на незначительный пока опыт использования в сети ЛПУ информационных систем клинического характера, перспективность их развития очевидна. Информационные системы организационно-управленческого типа в значительно большей степени представлены сегодня в медицинских учреждениях отрасли.

Однако те и другие виды систем находятся в состоянии динамического научно-технического развития. Перспективным направлением представляется их интеграция как с позиций информационной поддержки врача в принятии им клинических решений при ведении больного, так и информационного обеспечения руководства медицинского учреждения для оптимизации принимаемых управленческих решений. Информационные технологии нового поколения, как направленные на поддержку трудовой деятельности медицинского персонала ЛПУ, так и базирующиеся на системном подходе и анализе лечебно-диагностических и управленческих процессов медицинской организации должны развиваться и внедряться в комплексе. Резкое увеличение количества информации для обеспечения лечебно-профилактической деятельности неуклонно ведет к тому, что в ближайшей перспективе всем медицинским работникам предстоит иметь дело исключительно с формализованными технологическими документами (медицинскими картами).

Утверждённая ещё Минздравом СССР (1980) медицинская карта стационарного больного предусматривает ведение истории болезни в произвольно-описательном виде. Её нельзя непосредственно ввести в компьютерную базу данных. Полнота информации, содержащейся в истории болезни, зависит от опыта врача, научной школы, к которой он принадлежит, лингвистических штампов и прочих субъективных факторов. Обычно на её ведение уходит до 1/3 рабочего времени врача. И хотя в результате карта больного становится, как правило, весьма объёмной (более 100 страниц), для ретроспективного анализа из неё удаётся извлечь лишь незначительное количество самой необходимой информации.

В последние годы медицинская карта (история болезни, амбулаторная карта) как главный источник медицинской информации стала объектом серьёзного обсуждения и критики. Пригодность, возможность повторного использования, чёткость, разборчивость и полнота данных о пациенте, их расположение и упорядоченность в медицинской карте, минимизация хранимой и исключение лишней информации, несовершенство структуры и формата карты, сложности проведения ретроспективного анализа с её помощью не раз обсуждались в медицинской печати. Внедрение в повседневную медицинскую практику новых методов диагностики и лечения больных и рост требований к качеству медицинской информации привели к необходимости поиска новых способов хранения, обработки и индивидуального анализа данных о пациенте и оптимизации использования их врачом на основе современных информационно-компьютерных технологий.

Во всех системах информатизации организационно-управленческих процессов в ЛПУ используются свои варианты электронной медицинской карты. В круг задач её ведения входит:

- реализация безбумажной технологии накопления, хранения и

- выдачи данных о больном лечащему врачу;

- обработка совокупных данных о группах больных;

- диспетчеризация обслуживания больных в лечебных подразделениях ЛПУ;

- статистическая обработка результатов лечебно-диагностической

- работы отдельных врачей и коллективов отделений ЛПУ;

- экспертиза качества оказанной медицинской помощи;

- автоматизация экономических расчётов (стоимости оказанной пациенту медицинской помощи, лечения в условиях стационара, поликлиники и др.).

В электронных версиях медицинских карт стационарных и амбулаторных больных содержатся сформированные по видам статистической отчётности группы реквизитов пациентов, позволяющие в компактном виде фиксировать наиболее значимые сведения о каждом конкретном пациенте, характере его заболевания, этапах и результатах лечения и обеспечивающие однозначность описания процесса его лечения.

Важное место в структуре информационного обеспечения электронной медицинской карты занимают нормативно-справочные базы — классификаторы, справочники и т.д. Главная задача классификаторов (болезней, операций, лекарственных препаратов и др.) заключается в унификации определений одной тематики и приведении в соответствие множества алфавитно-цифровых кодов.

В нормативно-справочную базу электронной медицинской карты могут входить справочники осложнений, параклинических процедур и обследований, назначений (по стандартам лечения, отдельным нозологическим формам и симптомам заболеваний), стандартизованных текстов, используемых при формировании и ведении электронной меди­цинской карты, специализированных медицинских организаций, аптек, СМО и т.д.

В ЛПУ электронные версии первичной медицинской документации содержат полный набор соответствующих документов стандартного вида относительно каждого пациента в электронных (экранных) и печатных форматах:

- регистрационных: «Медицинская карта», «Статистическая карта», «Реестр медицинских услуг»;

- документов ведения назначений: «План обследования», «План лечения»;

- документов наблюдения: «Лист наблюдения», «Выполнение назначений» (действуют на дату по листу наблюдения);

- документов ~ результатов обследования: бланки лабораторных анализов, функциональных, рентгенологических, ультразвуковых исследований, их описания, включая фотографические при­ложения;

- описательных: анамнез, дневники, этапный и предоперационный эпикриз, описания осмотра анестезиологом, самой операции, течения операции анестезиологом, осмотра консультантом, результаты консилиума врачей, выписной эпикриз, справки, выписка из истории болезни.

При создании и ведении электронной медицинской карты используются различные заранее подготовленные стандартизованные тексты-шаблоны:

- описания жалоб, данных анамнеза, объективных данных и локального статуса при поступлении, заканчивающиеся развёрнутым диагнозом;

- сообщения о стандартных вариантах назначений при поступлении;

- выписные и предоперационные эпикризы;

- описания операций;

- справки, выдаваемые больному при выписке из стационара;

- рецепты лекарственных препаратов, назначаемых больному для амбулаторного лечения;

- выписки, выдаваемые при направлении больных в специализиро­ванные медицинские организации.

Таким образом, в компьютерном виде представляются различного рода данные (текстовые, табличные, изображения, диаграммы и т.п.), что позволяет хранить в общеучрежденческой базе данных все необходимые сведения о пациенте и ходе его лечения: результаты обследований, описания функционального состояния, диагнозы, сведения об операциях и процедурах, данные лабораторных анализов, результаты исследований (рентгенодиагностика, УЗИ, ангиография, кардиография, томография и пр.).

Однако не до конца решённой остаётся проблема организации ввода, накопления, хранения и включения в электронную медицинскую карту медицинских изображений. Но работа в этом направлении в последнее время также заметно активизировалась. Данные, полученные с медицинских приборов, при помощи сканера и специального интерфейса в цифровом виде могут напрямую передаваться в электронную медицинскую карту пациента. Эти сведения полностью или частично используются при формировании электронной версии истории болезни. ,

К сожалению, широкомасштабное внедрение информационно-компьютерной технологии ведения истории болезни сдерживается отсутствием единой системы классификации и кодирования медицинской информации и стандартной формализованной модели (формы) электронной медицинской карты пациента (над этой проблемой уже работают в Минздравсоцразвития и Федеральном фонде ОМС).

Электронная версия истории болезни аккумулирует в себе также общие сведения о пациенте, поступающие из АРМ персонала приёмного отделения больницы (регистратуры поликлиники), о процессе обследования и лечения, включая оперативное, и объединяет данные медицинских карт амбулаторного и стационарного этапов, а также статистической карты выбывшего из стационара.

Удобный интерфейс с возможностью группировки и сортировки документов позволяет врачу быстро найти необходимую информацию в медицинской карте пациента. Сведения в ней могут быть представлены в произвольно задаваемом виде, а также в стандартной установленной форме с использованием гибко настраиваемого механизма выписок. Выписки производятся автоматически, что освобождает пользователей (врачей) от длительной работы по сбору отдельных данных.

На их основе выполняются статистические и экономические расчёты, готовятся аналитические сводки относительно конкретных врачей, отделений и больницы в целом.

Примером серийных электронных медицинских карт служат созданные компанией «ТОНЛАЙН» медицинские информационные системы «Электронная история болезни» (ЭИБ) для стационара и «электронная амбулаторная карта» (ЭАК) для поликлиники.

В ЭИБ и ЭАК аккумулируются все необходимые врачу сведения о пациенте (перенесенные заболевания, проведенные медицинские исследования и их результаты, оказанные медицинские услуги и т.п.). Информацию о пациентах можно группировать по различным тематическим рубрикаторам. Опираясь на эти данные, анализируют динамику изменения физических показателей больного, выявляют сезонность обострений болезни, реакцию на определённые группы лекарств и т.д.

Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК максимально снижают трудоёмкость оформления медицинской документации без нарушения требований к ней. Концепция ЭИБ и ЭАК предполагает:

- возможность неоднократного использования всех введенных ранее данных (без повторного ввода);

- формирование для каждого отделения или специализации адаптированного комплекта документов;

- предоставление пользователям удобных механизмов создания медицинских документов (индивидуальных структурных планов, различных видов текстовых шаблонов, готовых форм ввода стан­дартизированных документов);

- использование частично заполненных заготовок документов с предоставлением пользователям возможности самостоятельно формировать свои личные заготовки;

- использование заранее подготовленных справочников (диагноз с кодами МКБ -10, назначения, консультации, исследования, ана­лизы, тематические шаблоны и т.д.);

- возможность обработки данных с помощью Microsoft Excel и Microsoft Word.

В функции АРМ врача (при использовании электронных медицинских карт) входит решение следующих задач:

- создание, ведение и печать документов пациента (первичный осмотр, экспертиза, протокол операции, осмотр анестезиологом и ДР.);

- формирование листов назначения процедур и медикаментозного лечения и отслеживание выполнения назначенных процедур;

- формирование направлений пациента на консультации, лабораторные и функциональные исследования;

- предоставление врачу результатов лабораторных и функциональных исследований пациента (в хронологическом порядке с указанием нормы и индикацией случаев выхода за норму);

- организация обмена данными с другими информационными системами ЛПУ с целью получения результатов консультаций, функциональных исследований и лабораторных анализов;

- планирование (в автоматическом режиме) технологической цепочки лечебно-диагностической деятельности на основе стандартных схем лечения в зависимости от нозологии, степени заболевания и индивидуальных особенностей пациента;

- учёт выполненных услуг;

- архивное хранение документов и поиск данных в архиве.

Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК могут использоваться в различных организационных структурах — от кабинета врача общей практики до крупных многопрофильных ЛПУ. Интерфейс ЭИБ и ЭАК реализован на двух базовых языках — русском и английском. Любые изменения и дополнения, необходимость в которых может возникнуть в процессе эксплуатации электронных медицинских карт ЭИБ и ЭАК, могут быть внесены в них без помощи разработчиков.

В то же время при создании и ведении электронной версии медицинской карты пациента следует учитывать: необходимость решения проблем негативного отношения части врачей (отнюдь не самой консервативной) к использованию компьютера в своей повседневной работе и нежелания их вести историю болезни в автоматизированном режи­ме; необходимость обобщения различных медицинских данных, разнесенных во времени в единой электронной истории болезни пациента; отсутствие законодательной базы для работы с электронной формой истории болезни и необходимость вследствие этого дублирования её на бумажном носителе.

Пути решения последней проблемы сегодня обозначились достаточно чётко с принятием в 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», что кардинально меняет ситуацию с ведением медицинской документации в машинном виде на компьютерной основе.

Таким образом, отрасль здравоохранения вплотную подошла к практической реализации ведения электронной версии медицинской карты пациента (истории болезни, амбулаторной карты). Многие ЛПУ используют это в своей практической работе, но опыт применения электронной цифровой подписи врача под основными первичными медицинскими документами сегодня отсутствует.

Необходимо законодательно обеспечить юридическую силу электронной подписи врачапод первичными медицинскими документами, тем более что технически сегодня решён вопрос идентификации электронной подписи, например, по отпечатку пальца человека, имеется надёжное оборудование для этих целей (биосканеры).

Мы движемся к реализации электронной системы документооборота в стране. С учётом названного выше Федерального закона функционируют надёжные средства телекоммуникации. И складывается парадоксальная ситуация, когда горы бумажных медицинских документов, с которыми невозможно работать на уровне современных требований, соседствуют сегодня с эффективными компактными электронными документами и компьютерными базами данных. Медицинские организации несут большие потери невосполнимого временного ресурса, что недопустимо в динамике современного реформирования системы здравоохранения.

Наибольшей угрозой процессу правильного формирования и обработки медицинской документации представляется монотонность труда оператора персональной ЭВМ (ПЭВМ). При достаточно больших объёмах обрабатываемой информации вероятность ввода ошибочных данных на этом этапе работы наиболее высока, что приводит к искажению статистических и экономических показателей, а следовательно, и к прямым финансовым потерям ЛПУ при получении оплаты за оказанные медицинские услуги застрахованным.

Первичные входные медицинские учётные документы в том виде, в котором они сейчас используются ЛПУ, непригодны для обработки с помощью машинных технологий, но они стандартизированы как по содержанию, так и по способу заполнения, а потому достаточно легко поддаются превращению в пригодные - формализованные и структу­рированные.

Сканирование бумажных документов для автоматизации их поэтапного ввода обеспечивают программные средства фирмы Cognitive Technologies (Москва).

Технология оптического распознавания названной фирмы и технология заполнения и учёта документов позволяют вводить в ЭВМ документы в том виде, который приемлем для любого ЛПУ, с помощью Монохромного сканера с автоподачей документов. Оператор ПЭВМ осуществляет ввод графической информации, заполненный лечащим врачом, далее обеспечивается распознавание, контекстный контроль, визуальная коррекция, редактирование, проверка орфографии и сохранение результатов в формате DBF.

С учётом выполнения требований данной технологии её результативность впечатляет: 99,7% правильного распознавания символов на числовых «полях» документа, 99,5% — на символьных «полях» документа.

При обращении за медицинской помощью застрахованный предъявляет в регистратуру страховой медицинский полис вместе с документом, удостоверяющим личность. Регистратор с помощью сканера чтения штрих-кода считывает персональный идентифицированный номер застрахованного (пластиковый идентификатор страхового медицинского полиса со штриховым кодом).

С этой целью разработан программно-технологический (аппаратный) комплекс по организации автоматизации документооборота как внутри ЛПУ, так и между субъектами ОМС; реализация последнего возможна только в едином информационном пространстве, охватывающем всех участников системы здравоохранения и ОМС, организованном как в виде компьютерной сети, так и с помощью обмена информацией на магнитных носителях заинтересованными сторонами.

Программно-аппаратный комплекс формирует запрос в территориальный регистр застрахованных и установочные данные пациента выводятся на экран монитора. Время обслуживания одного пациента в регистратуре не превышает 1,5 мин, что позволяет практически полностью ликвидировать очереди в регистратуру. При этом гарантированы точность идентификации личности пациента и отсутствие ошибок при заполнении паспортной части «Талона амбулаторного пациента».

С помощью такой технологии автоматизированы службы: «Регистратура», «Приёмное отделение», «Информационно-аналитический отдел», «Лаборатория», «Иммунологический кабинет» и другие ( всего около двух десятков баз данных).

Тенденции внедрения современных информационных технологий в практическую деятельность медицинских работников, ЛПУ свидетельствуют о том, что уже в недалёкой перспективе системообразующим учётным документом здравоохранения станет «Электронный медицинский паспорт пациента». Решение о его разработке в качестве «единой общероссийской информационной системы» принято на итоговой Коллегии Минздрава РФ в марте 2002 г. «Электронный медицинский паспорт пациента» унифицирует лечебно-диагностический процесс с опорой на АРМ врачей.

В системе ОМС одной из наиболее актуальных проблем является переход на «страховой медицинский полис» единого образца на машиночитаемом носителе информации и единую систему нумерации полисов.

Однако следует иметь в виду, что до настоящего времени в системе ОМС отсутствует установленная методология формирования и поддержки единого идентификационного номера гражданина (застрахованного). В этой связи большой интерес представляет организация единой автоматизированной системы учёта населения, «Государственного регистра населения» (ГРН), введение единого социального номера для проведения адресной социальной политики. Очевидно, что без единого идентификационного номера обмен персональными данными между различными ведомствами (базами данных) практически невозможен.

Однако полис ОМС единого образца на любом носителе (на бумаге, пластиковой карточке с чипом, со штрих-кодом, магнитной полосой или их сочетаниями) не обеспечивает сам по себе полноту и актуальность учёта (регистра) застрахованных; не исключена возможность наличия у одного физического лица нескольких полисов. Но варианты решения этой проблемы имеются.