Фактор фактор фактор

Социальный физиологический психологический

Языковая способность

 


 

Социальный фактор – ребенок должен воспитываться в нормативной речевой среде, т.к ребенок из речи окружающих добывает стандарт речи. Это трудная работа, т.к. норм очень много в речи окружающих:

Семантическая сочетаемость слов;

Соблюдение морфемных норм;

Нормативы Соблюдение слоговых норм;

Синтаксические нормы;

Звуковые нормы;

Текстовые нормы

Ребенок не усваивает речь по подражанию. За 1,5 года он подмечает все нормы, закономерности и затем использует их в своей речи.

 

Физиологический фактор – ребенок должен быть физиологически здоровым, т.е. должны быть здоровыми те системы, которые обуславливают усвоение речи:

1) речеслуховой анализатор – обеспечивает восприятие речи, декодирование, расшифровку того, что человек услышал;

2) речедвигательный анализатор – отвечает за процесс говорения, за нашу собственную речь (обл. Брока, Вернике);

3) зрительный анализатор (система) – на нем держатся значения слов, отвечает за семантику речи.

85% информации мы получаем через зрительный анализатор,

15% через слуховой+тактильный.

4) двигательный (кинестетический) анализатор – «аккумулятор» для речедвигательного анализатора, мы там подзаряжаемся. Речевые зоны находятся в области двигательного анализатора. «Качество наших движений определят качество нашей речи» (Кольцова). Двигательный механизм обеспечивает координацию как общих, так и речевых движений.

Кольцова провела эксперимент на ясельных детях. Участвовало две группы. В одной группе проводили спец. двигательные занятия на развитие координации движений. 8-9 мес. учили ходить, держав за ручки. Заговорили в 1г2мес, раньше, чем дети второй группы, которые обычно сидели в манеже.

 

Психологический фактор.

А.Р.Лурия утверждал, что «речь появляется только тогда, когда готова психологическая база речи». Психологической базой речи является восприятие, внимание, память, мышление. Они выступают в качестве побудителя, мотиватора.