Педагогические компоненты правовой культуры личности

Правовая социализация ее педагогические компоненты

Социализация — процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшимипоколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей. Важной частью про­цесса социализации выступает правовая социа­лизация, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, — необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас»[20]. Воспитанный человек не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может.

Основные закономерности правовой социализации в своей осно­ве имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, куль­турной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее право­мерного поведения. Она способна почти в любых ситуациях прак­тически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображе­ниями, выбирать правомерный способ поведения. Но полноценная правовая социализация практически исключает отклоняющееся по­ведение.

Результат правовой социализации — правовая сформированность личности, которая педагогически выражена в сформированности пра­вовых составляющих ее педагогических свойств, т.е.:

• правовой образованности;

• правовой воспитанности;

• правовой обученности;

• правовой развитости.

В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности. Понятие правовой культуры и ее уровня применяется и для характеристики зрелости группового пра­восознания, подготовленности и поведения.

 

Правовая образованность[21] характеризуется наличием у гражданина определенных знаний, взглядов убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих гра­ждан. Образованный гражданин, исходя из широких, комплексных, всесторонне взвешенных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Его взгляды, убеждения и отношения характери­зуются глубоко усвоенной формулой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Он обосно­ванно разобрался в том, что права- неотделимы от обязанностей, что у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обя­занностей, у того и меньше прав. Никакой демократии, гуманизма быть не может, пока люди не будут понимать и вести себя цивилизо­ванно в вопросах права, своих свобод, прав и обязанностей. Правовая образованность — важный элемент зрелого правосознания. >• Правовая воспитанность гражданина характеризуется:

• уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утвер­ждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценно­сти; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надеж­нейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограж­дать их от преступных посягательств;

• наличием правомерных целей, планов, намерений в жизни, дея­тельности, поступках, действиях при полной неприемлемости проти­воправных;

• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и устойчивыми правовыми мотивами:

— общественными: «в обществе, где нет порядка, жить невоз­можно. Все должны поддерживать правопорядок. Если я и другие не будут делать это, то порядка никогда не будет»;

— государственными: «государство создано для того, чтобы под­держивать порядок, оно издает для этого законы. Надо их уважать, иначе никакого порядка не будет»;

— гражданскими: «законы определяют мои свободы, права и обязанности и обеспечивают их. Как гражданин, я могу воспользо­ваться ими и получить то, что гарантируется правом, что мне поло­жено и предусмотрено законами»;

— коллективистскими: «поддержание законности и порядка — об­щий интерес, дело общее, в котором и я должен делать то, что могу»;

— личного достоинства: «не буду марать свою совесть, нарушая законы как преступник»;

— целесообразности: «действуя по закону, я добьюсь того, что мне нужно»;

— безопасное""'?: «закон, органы власти защищают мои права, сво­боды, жизнь, имущество».

(Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно доминирование мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии.);

• постоянным стремлением к выбору только правомерных спо­собов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решения проблем;

• непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;

• стремлением к содействию правоохранительным органам в устранении причин и условий совершения преступлений, реализа­ции принципа неотвратимости наказания;

• стремлением к удержанию других от правонарушений и по­буждению их к правомерному поведению;

• активностью в посильном участии в поддержании правопо­рядка на работе, по месту учебы и жительства.

Правовая обученность гражданина отличается:

• знанием минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

• навыками и умениями правомерного поведения в юридиче­ски значимых ситуациях и решении проблем, возникающих в жиз­ни и деятельности;

• знанием возможностей, порядка и правил юридической защи­ты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;

• знаниями и навыками поведения, действий, использования средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;

• знанием пределов необходимой обороны.

Правовая развитость гражданина, обладающего сформирован­ной правовой культурой, выражается в:

• развитии правосознания, умении размышлять, давать оценки, выбирать ориентиры, принимать решения, соответствующие требо­ваниям правомерного поведения;

• развитии качеств, на допускающих виктимное — рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее — поведение;

• возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформированности.

Имеются и отличительные особенности правовой культуры раз­ных категорий граждан, например профессионалов-юристов и пред­ставителей не юридических профессий, взрослых и подростков и др.

Как показывают криминологические исследования и юридиче­ская практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая вос­питанность. Значимость других педагогических свойств располага­ется по цепочке: правовая образованность правовая обученностъ правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаружи­ваться и иная значимость педагогических причин.

Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении цивилизованного правового общества в России. Это не просто особая, дополнительная задача, но и содейст­вующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды — это мировоззренческие взгляды; правовые отношения — это одновременно и моральные отношения; правовые привычки — привычки цивилизованного поведения; правовая позиция — жизнен­ная позиция; правовое поведение — условие жизненного успеха.

Правовая сформированность личности — продукт сфокусирован­ного влияния многих обстоятельств: семьи, школы, среды. Но глав­ное — зависимость от самого человека, от стремления быть чест­ным, достойным, заслуживающим уважения гражданином России, а также осознанного выбора друзей и культурного досуга либо, на­против, — бессмысленного времяпровождения. Влияние избранно­го пути, «школы жизни» велики.

Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования лич­ности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить повсюду и в каждый момент жизни человека, а от от­ветственности за него не может быть свободен никто — ни законо­датели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финанси­сты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреж­дения, ни сами граждане. Задача крайне сложна, но отказаться от нее и отложить на будущее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические ре­зервы, тем более — в правоохранительных органах.

Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию

1. В чем заключается роль науки и использования ее достижений в современном обществе и создании правового государства?

2. Как правовая сфера общества связана с его педагогической системой и какими ее составляющими?

3. Назовите и обоснуйте основные виды связей деятельности сотрудников правоохранительных органов с педагогическими вопросами в ней.

4. Какие направления работы с персоналом правоохранительных органов связаны с применением педагогических знаний и решением педагоги­ческих проблем?

5. Что представляет собой юридическая педагогика как отрасль научного знания?

6. В чем специфика методов юридической педагогики? Назовите их и объясните их предназначение.

7. В чем заключается педагогическая функция права?

8. Что понимается под педагогическим свойством права?

9. Что понимается под педагогическими механизмами права?

10. Дайте педагогическую характеристику правовой культуры человека-личности.

 


[1] Под правоохранительными органами в учебнике будут иметься в виду все госу­дарственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, на­правлениями деятельности (см.: Правоохранительные органы Российской Феде­рации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. — 2-е изд. — М., 1997. — С. 13—15). Это органы судебной системы, обеспечения охраны порядка и безопасности, предварительного расследования, прокуратура, органы по правовому обеспечению и правовой помощи. Основное содержание издания — педагогически общее для них, но конкретизируемое в необходимых случаях.

[2] Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных пред­ставлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, на­пример, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические.

[3] Модификация рисунка И. П. Подласого.

[4] Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложивши­мися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными со­ображениями.

[5] Профессиональная педагогика понимается здесь не только как педагогика профессионального образования (см., напр.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. — С. 26), но и как педагогика профессионального воспитания, обучения, развития и решения педагогических задач в профессиональной деятельности.

[6] В устных дискуссиях высказывалось предложение говорить о «правовой педаго­гике». Понятия «право» и «юстиция» (от лат. justitia — справедливость, закон­ность, право) близки по своему значению и нередко употребляются как синони­мы. В точном же словоупотреблении право — система общеобязательных норм, охраняемых силой государства, а юстиция — совокупность судебных учреждений и их деятельность, юрисдикция — совокупность правомочий, юриспруденция — наука, изучающая право. Поэтому отрасль науки точнее назвать «юридическая педагоги­ка», а не правовая педагогика. Правовой педагогикой, или правильнее — педагоги­кой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педаго­гические аспекты правотворчества и действенности норм права (см. ниже).

[7] См. подробнее: Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики // Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997.

[8] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. A.M. Столяренко. — М., 1997; Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и тео­рии. — М., 1999; Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

[9] Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975. «Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество со­стоит из людей, признающих парадигму» (С. 27—28, 221).

[10] Методология (от греч. methodos — дорога, путь, теория, учение) — теория по­знания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению приклад­ных проблем. Она включает основополагающие положения, принципы, проце­дуры познания и преобразования исследуемой действительности (см.: Педагоги­ка I Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. - С. 33—34).

[11] От греч. principum — начало, основа. Не следует воспринимать принципы как придуманные кем-то, устаревшие догмы, нечто навязываемое исследователю, вопреки его воле. Они производны от реальностей мира, познаваемой действи­тельности и являются результатами глубокого познания, воплощают в себе все уроки из опыта познания, передают этот опыт последующим поколениям иссле­дователей в сжатом, рекомендательном виде. В основе их лежат свойства и закономерности, объективно присущие познавае­мой реальности, закономерности познания их человеком. Вообще говоря, сколько свойств, закономерностей, столько может быть и принципов. Поскольку их множест­во, принципы отражают рекомендации по познанию важнейших из них и их групп.

[12] По отношению к общей методологии педагогики.

[13] Например, анализ рада исследований выявил стандартность предлагаемых пред­ложений их авторов. Первое было посвящено педагогическим аспектам укрепле­ния дисциплины в правоохранительном органе, и его автор предложил: 1) повы­сить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем ру­ководителям показывать личный пример дисциплинированности. Второе — педа­гогическим возможностям профилактики профессиональной деформации сотруд­ников и автор предложил: 7) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повы­сить сплоченность коллектива и его контроль за изменениями в личности и поведении сотрудников; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример стойкости к профессиональной деформации, повысить самоконтроль за своим поведением. Третий исследователь изучал педагогические возможности улучшения работы с заявителями. Его рекомендациями были: /) повысить уровень индивидуальной ра­боты с сотрудниками; 2) повысить сплоченность и культуру взаимоотношений в коллективе; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением, сохраняя при этом правила этики и вежливость; 4) всем руководителям показы­вать личный пример культурного общения с гражданами и внимательного разбора их заявлений. Что же, такие меры в каждом из трех исследований, возможно, бы­ли полезны или необходимы, но очевидно другое: в каждом случае они не затра­гивали специфику проблемы, не вскрывали присущие именно ей причины и труд­ности, не направлялись на устранение их. Они были поверхностны, неспецифич­ны, шаблонны и ограничивались лишь некоторыми обеспечительными мерами, которые на практике не могли привести к решению проблем.

[14] Юридическая педагогика в МВД, § 1.5.

[15] См. подробнее: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 33-38.

[16] Было бы серьезной ошибкой считать, что понятие «психологическое свойство» поглощает все то, что подразумевается под педагогическим влиянием, регулиро­ванием, результатами. Психологическое вообще не сводится к педагогическому, а педагогическое — к психологическому.

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М., 1961. — Т. 19. — С. 193.

[18] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М., 1994. — С. 23.

[19] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С. 57—58.

[20] Цит. по: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). — М:, 1992.

[21] Напомним, что образованность как педагогическое свойство характеризует ре­альную подготовленность и способность данного человека поступать образован­но. Наличие диплома об окончании какого-то учебного заведения — одна из со­циально-демографических черт и может быть лишь формальным показателем действительной образованности. Не случайно в народе говорят, что дипломов тьма, а образованных людей мало.