Современные информационные технологии организационной культуры

Важность информации как составляющей современных про­изводительных сил и фактора формирования организационной культуры не подлежит сомнению. Различный подход к использо­ванию информационных ресурсов является одним из основных признаков различия организационных культур. Принципиально лучшим вариантом использования информации является ее обще­доступность при принятии решений, выполнении необходимых расчетов и подготовки научно обоснованных прогнозов.

Отечественная наука накопила богатый опыт практической реализации данного преимущества с помощью теоретически обо­снованного экономико-математического инструментария. Совре­менные специалисты, использующие математические методы в управлении экономикой, фирм, предприятий, организаций раз­личных форм собственности, обязаны иметь необходимый мини­мум знаний об информационных технологиях.

Информационные технологии управления рассматриваются в двух аспектах:

1) исследовательском -технологии используются как инструментарий, предназначенный для оптимизации и апробации различных моделей рыночных отношений;

2) эксплуатационном-технологии предназначены для инфор­мационной поддержки процессов функционирования экономической системы, т.е. для решения конкретных практических задач.

Информационные технологии представляют собой готовый к употреблению научно-технический продукт, полученный в результате совместной творческой деятельности экономистов, математиков и программистов.

Так как организационная культура является одним из состав­ляющих элементов внутренней среды организации, то она форми­руется управлением в значительной мере в зависимости от того, насколько эффективным является обмен информацией между работниками. От уровня применяемых информационных техноло­гий зависит и решение вопросов, связанных с поддержанием и раз­витием организационной культуры.

Свободный доступ к информации характеризует сильную организационную культуру, которая и отличается от слабой культуры тем, что работники чувствуют себя неотделимой частью мощ­ного единого коллектива, имеющего общие устремления и ценно­сти, хорошо осведомленного о деятельности друг друга. Организа­ция может использовать при этом следующие современные инст­рументальные информационные технологии: гипертекстовые технологии, машинную графику, телекоммуникационные методы доступа, структурные и объектно-ориентированные технологии, мультимедиа.

1. Гипертекст.Эта технология позволяет работать с больши­ми объектами семантической (понятийной) информации. Актуаль­ность и значимость гипертекста возрастают в эпоху качественных преобразований.

Методология гипертекстового информационного моделирова­ния и соответствующие инструментальные средства позволяют формализовать текстовые описания реформируемых систем, про­ектировать и обрабатывать информационные модели различных экономических объектов и процессов в их взаимозависимости и взаимообусловленности.

Полезность данной технологии проявляется особенно тогда, когда создается новая целостная социально-экономическая концеп­ция и необходима уверенность в том, что огромное количество нор­мативно-правовых документов будет в точности соответствовать основным принципам развития.

2. Графика.Накопление знаний о мире, решение задач, возни­кающих перед специалистами, возможны двумя способами: алге­браическим и геометрическим.

Алгебраический-позволяет внедрять в практику алгебра­ических моделей, которые опираются на идею символьных преоб­разований.

Геометрический- генерирует у человека определенные ассоциации, с помощью которых формируются интеллектуальные подсказки.

Для лица, принимающего решение, важно, когда выбор дела­ется им самим на основе предложенной ему информации, его опы­та и знаний. В условиях рынка большое внимание уделяется науч­ной визуализации данных в целях демонстрационного представле­ния научных и коммерческих результатов.

Демонстрационная машинная графика позволяет решать три основных типа задач:

1) работа с диаграммами;

2) редактирование изображения;

3) подготовка и планирование демонстрационного материала.

Интенсивное развитие технологии этого направления свиде­тельствует об актуальности тех задач, которые они позволяют решать.

3. Телекоммуникации.В последнее время активно внедря­ются компьютерные системы общественного доступа: коммерче­ские базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок; системы удаленной обработки информа­ции; средства предоставления информационных и других видов услуг.

Основными формами реализации этих систем являются локаль­ные вычислительные сети и телекоммуникационные системы.

Возможности локальных вычислительных сетей жестко огра­ничены территориально. Наибольшей гибкостью и широтой воз­можности обладают средства телекоммуникационных систем. Существующие телекоммуникационные среды различаются как по номенклатуре и характеру предоставляемых функциональных возможностей (электронная почта, факсы, услуги экономического банка данных и т.д.), так и по стоимости своих услуг.

4. CASE-технологии.В связи с тем, что проектирование эко­номических информационных систем является трудоемкой, слож­ной и длительной работой, возникла необходимость в разработке программно-технологических средств специального класса - CASE- систем.

Первоначальное значение термина CASE - компьютерная раз­работка программного обеспечения. Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизацию проектирования программного обеспечения и основано на методологиях структур­ного проектирования и программирования. Эти методологии используют спецификации в виде диаграмм или текстов для описа­ния системных требований, связей между моделями системы, дина­мики поведения системы и архитектуры программных средств.

Стратегия выбора CASE -системы для конкретного применения зависит от:

1) целей и потребностей самого проекта;

2) квалификации вовлеченных в процесс проектирования спе­циалистов.

5. Мультимедиа.Это интерактивная система, обеспечивающая работу с текстами, неподвижными движущимися изображениями, анимационной компьютерной графикой, речью и высококачествен­ным звуком.

Для реализации мультимедиа был разработан новый тип персонального компьютера - NeXT. Организация работы с NeXT - особая форма общения человека с ЭВМ. Если раньше взаимодей­ствие осуществлялось с помощью интерфейса WIMP (окно, образ, меню, указатель), то компьютер типа NeXT дает возможность рабо­тать с интерфейсом SILK (речь, образ, язык, знания). Появление систем мультимедиа привело к кардинальным изменениям в таких сферах, как бизнес, компьютерный тренинг, образование и др. Что в свою очередь позволило динамически отслеживать индивидуаль­ные запросы мирового рынка, создавать видеокаталоги продава­емых изделий, коммерческие базы, справочники, проводить дело­вые видеоконференции.