Рекуперативное торможение двигателя постоянного тока
Динамическое торможение двигателя параллельного возбуждения
В схеме динамического торможения ( рис. 9.8, а ) используются контакт КТ тормозного контактора контакт КЛ линейного. Эти контакты всегда находятся в противоположном состоянии: если замкнут контакт КЛ, разомкнут контакт КТ, и наоборот.
Рис. 9.8. Схема ( а ) и механические характеристики ( б ) при динамическом торможении двигателя постоянного тока
До начала торможения, при работе двигателя, контакт КЛ замкнут, контакт КТ разомкнут.
Для торможения размыкают контакт КЛ и замыкают КТ. При на обмотке якоря U = 0.
При замыкании контакта КТ к обмотке якоря двигателя подключается тормозной токоограничивающий резистор r , причём обмотка якоря и резистор соединены последо-вательно.
Изменение направления тока приводит к изменению знака электромагнитного момента двигателя М = k( - I )Ф <0, этот момент становится тормозным.
Особенности торможения:
1. простота торможения, т.к. для его получения нужен тормозной контактор КТ и тормозной резистор;
2. торможение позволяет полностью остановить якорь ( т. «0» на рис. 9.8, б );
3. торможение широко применяется в электроприводах грузоподъемных механиз-мов для предварительного сброса скорости перед срабатыванием основного, электромаг-нитного тормоза, обеспечивающего полную остановку груза.
Известно, чтоэлектрические машины обратимы, т.е. одна и та же электрическая машина может работать как генератор, так и электродвигатель.
При рекуперативном торможении электродвигатель переходит в генераторный ре-жим. При этом двигатель преобразует механическую энергии, полученную от движущихся частей привода, в электрическую, которую двигатель возвращает в судовую электриче-скую сеть.
Рекуперативное торможение наступает в следующих случаях:
1. при движении электровоза под уклон ( что невозможно в судовых условиях );
2. при переходе двигателя с большей скорости на меньшую ( происходит каждый раз автоматически );
3. при опускании тяжелых грузов.
В любом из этих случаев выполняется одно и то же условие рекуперативного торможения: противоЭДС обмотки якоря двигателя Е = сωФ должна cтать больше напряжения питающей сети U.
Положительная роль рекуперативного торможения при спуске тяжелых грузов состоит в том, что тормозной электромагнитный момент двигателя стабилизирует скорость спуска груза, не позволяя ему разгоняться свыше определенной скорости.