Введение

 

Земная поверхность, имеющая неровности – хребты (водоразделы), холмы, лощины (тальвеги), седловины, котловины (блюдца) – обычно не пригодна для взлетов и посадок ВС и требует исправления рельефа.

Чтобы создать горизонтальную поверхность, идеальную для удобства и безопасности взлетно-посадочных операций, потребовалось бы выполнить значительный объем земляных работ. Причем такая поверхность не удовлетворяла бы требованиям водоотвода. Поэтому поверхность летного поля проектируют с уклонами, обеспечивающими безопасность взлета, посадки и руления ВС и беспрепятственный сток воды. Это условие обеспечивается лишь при тесной взаимосвязи решений вертикальной планировки и системы водоотвода.

 

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕЛЬЕФА ЛЁТНОГО ПОЛЯ АЭРОДРОМА

 

Проектирование и графическое оформление проектной поверхности называют проектированием рельефа летного поля или вертикальной планировкой. Полученные в результате проектирования материалы

называют проектом вертикальной планировки.

При проектировании рельефа летного поля аэродрома необходимо по возможности сохранять очертание естественной поверхности для получения минимальных объемов земляных работ. Это достигается вписыванием проектной поверхности в естественную поверхность летного поля, вследствие чего основные формы рельефа остаются, но подвергаются сглаживанию.

Основными характеристиками рельефа аэродрома являются:

· Средний продольный уклон ВПП iср;

· Частный уклон поверхности i;

· Излом поверхности Δi;

· Шаг проектирования а;

· Радиус кривизны поверхности R;

· Расстояние видимости Lвид.

 

Средний продольный уклон ВПП вычисляется по формуле:

 

(1),

где:

Нн, Нк – высотные отметки начала и конца ВПП;

ΔН – взаимное превышение точек на концах ВПП по её оси;

LВПП – длина ВПП.

 

Частный уклон – уклон на участке между двумя соседними изломами профиля. Частные уклоны в направлении оси летной полосы называют продольными, а в направлении, перпендикулярном к оси ЛП – поперечными. На концевых участках ЛП различают восходящие и нисходящие продольные уклоны.

Нисходящий уклон – продольный уклон концевого участка, направленный к торцу ЛП; продольный уклон, имеющий обратное направление, называют восходящим.

Восходящий уклон принимают со знаком «+», нисходящий – со знаком «».

Излом поверхности – это угол, образующийся в точках изменения уклонов проектной или существующей поверхности; его вычисляют по формуле (2) как алгебраическую разность смежных уклонов:

 

(2)

 

Шаг проектирования определяет минимальное расстояние между соседними изломами профиля. Нормами установлен минимальный шаг а=40м.

Радиус кривизны поверхности определяет кривизну поверхности элементов летного поля. Между радиусом кривизны R и изломом поверхности Δi существует зависимость:

(3)

Подставляя в (3) минимальное значение радиуса кривизны, получаем максимальное допустимое значение излома профиля:

 

(4)

 

Расстояние видимости позволяет пилоту своевременно принять необходимые меры безопасности при взлетах и посадках ВС и внезапном появлении препятствий на ЛП.

Взаимную видимость на ВПП определяют из двух точек, находящихся на высоте h=2…3м от поверхности покрытия. При определении видимости на РД одна точка находиться на высоте h=2…3м, а другая – на поверхности покрытия. Расстояние между двумя точками с взаимной видимостью есть расстояние видимости.