Зоопсихологическое направление

Формирование этого направления связано с научной и препо­давательской деятельностью К. Э. Фабри, основателя лаборатории зоопсихологии при факультете психологии МГУ в Москве. Яв­ляясь в прошлом биологом (эволюционным морфологом), он со­средотачивал свои усилия на изучении психики животных, мень­ше занимаясь проблемами сравнительной психологии. В период его деятельности название отрасли «зоопсихология» практически потеряло свою составную часть «и сравнительная психология». Тем не менее работы К. Э. Фабри внесли большой вклад в теорию эво­люции психики, наполнили зоопсихологию большим фактиче­ским материалом, стимулировали исследования целой плеяды его

учеников, защитивших кандидатские диссертации по зоопсихо­логии на кафедре общей психологии психологического факульте­ті МГУ. А. А. Крымов занимался игровой деятельностью и разви­тием мотивации у крыс. Е. Н. Махмутова изучала манипулятивную активность млекопитающих. Н. Н. Мешкова совместно с Е. Ю. Фе­дорович занимается изучением психологических механизмов адап­тации синантропных животных к урбанизированной среде и до настоящего времени продолжает руководить лабораторией зоопси­хологии и обучением студентов факультета психологии МГУ.

Биологическое направление

В СССР поведение животных в большой мере (а в некоторые периоды — почти исключительно) изучалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности. Началом этих исследований явились работы И. П. Павлова, получившие всемирное признание. Почти полстолетия все остальные области (приматология, антрополо­гия, эволюция поведения) были второстепенными и следовали в методологическом и экспериментальном отношении за физиоло­гией ВНД, в русле которой ведущими являлись Институт физио­логии им. И. П. Павлова и лаборатория физиологии поведения при­матов в Колтушах (Ленинград), кафедра физиологии ВНД биофа­ка МГУ в Москве, Сухумский питомник обезьян Института экс­периментальной медицины АМН СССР, Институт физиологии Грузинской АН. Исследования проводились с животными разных иидов: «классическими» лабораторными видами (собаки, крысы, кошки, кролики), низшими и высшими человекообразными обезь­янами, а также дельфинами, ластоногими, беспозвоночными и простейшими. Прекрасные обзоры этих работ представлены в кни­гах Л. И. Фирсова, Л. В. Крушинского, 3. А. Зориной и И. И. Поле­таевой, М.А.Дерягиной и других, рекомендованных в списке ли­тературы к данному разделу. Основатель Грузинской физиологи­ческой школы И. С. Бериташвили изучал «психонервные образы» у животных, считая, что поведение высших животных в ситуации решения интеллектуальных задач основано на мысленных пред­ставлениях (образах), сформированных в прошлом опыте. Работы Л.В.Крушинского и его последователей, посвященные изучению элементарной рассудочной деятельности животных, во многом основываются на теоретических представлениях и методах Н. Н. Ла-дыгиной-Котс. Л.А. Фирсов повторил многие методики изучения интеллекта обезьян В.Кёлера и Н.Н.Ладыгиной-Котс, предло­жил свои оригинальные методы исследования высших обезьян в лабораторных и естественных условиях. Таким образом, в рамках физиологических исследований, по существу, проводилось много работ, сходных по методологии и методикам с зоопсихологиче-скими исследованиями. Те и другие часто трудно, а в последние

два десятилетия практически даже невозможно разграничить — при изучении процессов обобщения и абстрагирования, памяти, решения интеллектуальных задач, общения и т.п. Прекрасным примером этому служат исследования рассудочной деятельности высших животных, обобщенные в учебном пособии З.А.Зориной и И.И.Полетаевой «Элементарное мышление животных» (М., 2001).

Этология в России начала развиваться в основном в последней четверти XX в. и сразу заняла прочные позиции. Особенностью отечественной этологии является ее тесная связь с физиологиче­скими лабораторными исследованиями и изучением поведения животных в неволе. Удачный синтез изучения поведения живот­ных с позиций эволюционной биологии (Л.А.Орбели, Б.П.Ман-тейфель), приматологии (Л.А.Фирсов и др.), социобиологии (Е.Н.Панов), генетики поведения (М.Е.Лобашов, Л.В.Крушин-ский и др.) позволил этому направлению, наравне с изучением физиологии высшей нервной деятельности, занять ведущее место в современных отечественных исследованиях поведения живот­ных.

Традиционно в России зоопсихологические исследования тесно переплетались с антропологией. Еще в 1945 г. была издана книга известного антрополога Г.З.Рогинского «Психика человекообраз­ных обезьян»; много внимания проблеме психических способно­стей высших обезьян уделял М.Ф.Нестурх. Изучая ранние этапы происхождения гоминид, антропологи моделировали процесс раз­вития труда из орудийных действий высших антропоидов, исполь­зуя для этого современных представителей понгид (С. А. Семенов, А.И.Кац, Г.Ф.Хрустов и др.), и происхождения речи из жестовой формы общения высших приматов (В. В. Бунак, Н. А. Тих, Л. И. Ула­нова и др.). Исследования последних десятилетий осуществляются в русле пограничного направления — этологии приматов (М. А.Де-рягина, М. Л. Бутовская др.), где широко используется сравнитель­ный метод.

Развитие знаний о психике животных

и происхождении сознания человека

в современный период

Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в конце XX в. и начале нового века и тысячелетия может служить своеоб­разной иллюстрацией к закону дифференциации как общему за­кону развития, сформулированному в психологии еще Спенсе­ром. Уже в последней четверти XX в. основные учебники по пове­дению животных строились по принципу синтеза всех отраслей знаний, занимающихся этой проблемой: эволюции, этологии,

физиологии, приматологии, антропологии, зоопсихологии и срав­нительной психологии. Д.Дьюсбери (1981) отмечает, что наука о поведении и психике животных становится единой и теперь уже грудно отличить специалистов разных направлений, «не имея в руках их личного дела». И чем дальше, тем больше все смежные области «психологизируются», обращаясь не только к изучению толюционных закономерностей и физиологических механизмов поведения, но к внутренним состояниям, образам-представлени-)ім, переживаниям животных, строению и содержанию их субъек­тивного мира.

Таким образом, развитие зоопсихологии от самых истоков (ан­тичная философия) свидетельствует, что все науки, изучающие разные стороны поведения животных, изначально дифференци­ровались из общей идеи различения души животных и человека (Эпикур, Аристотель, позднее Спиноза, Гегель); затем они раз­вивались в рамках эволюционного учения, где психика рассмат­ривалась как фактор эволюции (французские эволюционисты, Ч.Дарвин, В.А.Вагнер, А.Н.Северцов); в XIX — начале XX в. они разделились на ряд самостоятельных наук (физиология, этоло­гия, антропология, психология) и в рамках психологии на два основных направления — бихевиоризм и зоопсихологию и срав­нительную психологию; а в конце XX в. стали интегрироваться в синтетическую сравнительную науку о психике и поведении, вновь возвращающуюся к проблеме сходства и различия души живот-пых и человека.

В рамках этого общего современного направления нас интере­суют те проблемы, которые традиционно ближе к психологии. И здесь также наблюдается не только появление новых областей исследования, но и возврат с новых позиций к фундаментальным вопросам возникновения и эволюции психики. К сожалению, интерес исследователей все больше сосредотачивается на психи­ке животных, максимально приближающихся к человеку (выс­ших млекопитающих, таких, как дельфины, ластоногие, высшие приматы, реже хищные), и даже обращается к антропогенезу (С.Л.Новоселова предлагает выделить самостоятельную область — иалеопсихологию, что представляется весьма перспективным). Пси­хика же низших животных, которая так интересовала ученых в середине XX в. (беспозвоночные, простейшие), практически не исследуется психологами, оставаясь полем деятельности биоло­гов. Разумеется, в методологическом плане изучение психики этих животных гораздо сложнее, но тем не менее именно такие иссле­дования необходимы для понимания общих эволюционных зако­номерностей развития психики. Основные проблемы и перспек­тивные области исследования современной науки о психике жи­вотных и происхождении психики человека можно охарактеризо­вать следующим образом.

Теоретические проблемы современной зоопсихологии и сравнительной психологии

1. Проблема возникновения психики и критериев психического. Эта проблема стала актуальной в последние годы XX столетия по двум причинам. Во-первых, появились новые экспериментальные дан­ные и возможности экспериментальных исследований в психо­физиологии и изучении высших психических способностей жи­вотных (овладение искусственными знаковыми средствами, ору­дийная деятельность, элементарное мышление, зачатки самосо­знания), требующие обобщения с новых методологических пози­ций (эволюционно-системных). Во-вторых, наука и практика про­никли в недоступные ранее прямому исследованию этапы разви­тия психики человека — пренатальный период, что потребовало обратиться к представлениям о раннем генезисе психики^ а это, оказывается, невозможно без сопоставления с филогенезом. В ре­зультате стали появляться работы, посвященные теоретическим представлениям о сущности психики, общих закономерностях ее развития, новых возможностях ее изучения с помощью исследо­вания физиологических механизмов (Ю.И.Александров), эпиге­нетических закономерностей и когнитивных процессов (Е. А. Сер-гиенко), обобщения и дальнейшей разработки основных законов развития (Н. И.Чуприкова, В. Б. Швырков), перинатальной пси­хологии и сравнительного изучения мотивационно-потребност-ной сферы (Г.Г.Филиппова). В зарубежной психологии эта про­блематика также весьма актуальна и разрабатывается в рамках общего направления психологии развития.

2. Проблема критериев отличия психики человека и животных. К концу XX в. практически все критерии, которые были сформу- і лированы для отличия психики человека от психики животных, ! оказались «не работающими» в свете новых данных, полученных | при экспериментальных исследованиях и наблюдении за высши- ; ми животными в природе, а также новых открытий в антрополо- ! гии|! Это иллюстрирует часто цитируемая фраза одного из ученых, і принимавших участие в «проверке» способностей обученных Ам- ; слену понгид, о том, что нам следует пересмотреть либо понятие «язык», либо понятие «человек». Все развитие современной науки свидетельствует, что дело на этом не остановится. Сейчас есть \ данные, что самки понгид обучают своих детенышей Амслену так же, как обучали их самих (Р. Фоутс и др.), понгиды «объясняют» свои рисунки (Р.Гарднер, Ф.Патерсон и др.) и т.п.

3. Проблема содержания субъективного опыта животных. Новые методы как в психофизиологии, так и в зоопсихологии позволя­ют практически полностью выявить физиологические механизмы и корреляты субъективных переживаний и проникнуть в субъек­тивный мир животных с помощью искусственных языков, про-

дуктов их деятельности (например, рисования) и других средству Это позволяет наконец подвести черту под господствующим по­чти два столетия постулатом о недоступности субъективного мира животных психологическому анализу, а значит, и недопустимо­сти таких исследований, так как объективные методы применить невозможно. Видимо, третье тысячелетие станет не только «веком психологии», но и в большой мере сравнительной психологии, которую ждут новые открытия и теоретические обобщения.

Перспективные направления исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии

1. Обучение животных искусственным знаковым средствам. С по­мощью таких экспериментов происходит исследование проблем становления знакового общения, возможностей использования знаков для организации интеллектуальной деятельности этих жи­вотных (пока только начаты исследования в этой области), пере­дачи таких средств от родителей к детенышам и от одной особи к другой, а также использование искусственных языков для изуче­ния внутреннего субъективного мира животных. Как уже указыва­лось, понгиды не просто чертят по бумаге, а могут усматривать в своих рисунках конкретные образы: например, шимпанзе Уошо, обученная Амслену, нарисовав «каракули» в форме концентри­ческих кругов, назвала свой рисунок «яблоко».

2. Исследование зачатков самосознания у животных. Устоявшее­ся мнение о том, что только понгиды узнают себя в зеркале, явно должно быть пересмотрено, хотя в данном направлении пока су­ществуют только единичные наблюдения и эксперименты. Весьма перспективно изучение всех уровней развития самосознания, от самоощущения до становления образа Я, что предполагает вклю­чение в эту проблематику разных видов животных, а также ис­пользование данных, касающихся антропогенеза (палеопсихоло-гия). Изучение самоузнавания в зеркале, проведенное Н.Н.Авде­евой с детьми первого года жизни, открывает широкие возмож­ности сравнительных исследований в этой области.

3. Обоснование валидности цветовых и рисуночных проективных методов. Данные, полученные при изучении рисования, восприя­тия и использования цветов, особенно в сравнении с аналогич­ными исследованиями на младенцах и анализом искусства древ­него человека, позволяют подтвердить валидность рисуночных про­ективных методик, используемых в психодиагностике. Располо­жение рисунков на листе, использование уже имеющихся изоб­ражений, узнавание в рисунке конкретных образов объектов, под­ражательное рисование, использование красок и их сочетаний понгидами, а также исследование рисования у детей второго по­лугодия жизни и примитивных орнаментов неандертальцев и ран-

них неоантропов позволяют подтвердить, что некоторые характе­ристики проективных цветовых и рисуночных тестов являются абсолютно объективными и могут использоваться в психологии без дополнительного подтверждения другими, считающимися более «точными» методиками.

4. Анималотерапия. Это направление уже активно заявило себя не только за рубежом, но и в России. Наиболее известными явля­ются психотерапевтические методики с использованием лошадей (иппотерапия) и дельфинов (дельфинотерапия), однако перспек­тивным является также использование обезьян, собак, кошек и других животных как для коррекционно-терапевтическои, так и для развивающей психологической работы. Для использования та­ких животных не нужно специального помещения, оборудования, а нужны только хорошо подготовленные психологи, обладающие помимо общепсихологических и зоопсихологическими знаниями.

Разумеется, обозначенные выше актуальные проблемы и на­правления не исчерпывают всех перспектив развития зоопсихоло­гии и сравнительной психологии, которые, несомненно, будут активно развиваться в ближайшем и отдаленном будущем.