Суффикс - стоит после корня и служит для образования новых слов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 68-74, 279.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 7-10, 14-15, 86-93.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.6-7, 32, 42-54.

4. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.11-14, 32, 35,47-48.

Тема 6: ЗАЧЁТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Основные признаки функциональных стилей речи.

2. Орфоэпические, лексические, орфографические нормы современного русского литературного языка.

3. Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

§ 17. Варианты контрольной работы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Вариант 1

 

С тех пор, как его ранили, прошло три дня. И с каждым днём ему становилось всё хуже и хуже. Жар в его лишённом крови теле перевалил давно уже за сорок первый градус. Страшная газовая гангрена поразила его руку.

Он был безнадёжен, но не сдавался. Сознание не оставляло его ни на минуту, и ни одна душа в палате не услышала его стона.

— Как ты себя чувствуешь? — спросил его прибывший на обход палаты хирург и взял его за руку. Пульса почти не было.

— Хорошо... Скажите, доктор, жить буду? — прошептал Кармалюк, всматриваясь, казалось, доктору в самую душу.

— Жить? Обязательно, а как же! — сказал хирург обычную спа­сительную ложь и, видя, что Кармалюк уже умирает, отошёл к другому раненому, не назначив ему ни перевязки, ни каких-либо иных процедур.

Кармалюк понял, что надежда уходит от него навсегда.

Обойдя все палаты, хирург зашёл в перевязочную... Вдруг сильный стук в дверь заставил его вздрогнуть. Хирург оглянулся — Кармалюк!

— Жить хочу! Давайте мне перевязку и всё, что полагается!..

Кармалюк шёл к операционному столу, бросаясь по комнате, как по палубе корабля в ураганном море. А потом упал на руки подбежавшему хирургу.

— Но как же он вошёл? Он был лежачий больной. Откуда он извлёк силы? У него же не было пульса! — удивилась медсестра.

— У него была воля...

— Вы думаете, он будет жить?

— Он будет жить больше нас с вами! Поверьте мне, он сделал для своей жизни уже во много раз больше, чем мы сделаем сейчас.

Хирург работал с необычайным вдохновением и любовью. Никог­да ещё ему не хотелось так страстно спасти человеческую жизнь, как сейчас. Иван лежал перед ним в глубоком обмороке, но его могучая воля к жизни передалась врачу и наполнила его. Он забыл свою усталость, свои бессонные ночи и работал легко и радостно. Так сила сопротивления умирающего умножила силу врача, и эту силу врач возвращал больному. И Кармалюк открыл глаза.

— Вы выиграли генеральное сражение почти без всяких средств для победы, — сказал взволнованно хирург.

— Благодарю вас. Вы научили меня жить. Я преклоняюсь перед благородством вашей воли.

(по А. Довженко)

Задания к тексту

1. Подготовьтесь к диктанту по данному тексту.

2. Произвести лингвостилистический анализ текста.

3. Произвести лексико-фразеологический разбор.

4. Выписать из текста тропы, фигуры речи.

5. Подобрать синонимы и антонимы к следующим словам: жар, страшная, сказал, взволнованно.

6. Произвести фонетический разбор следующих слов: сопротивления, умирающего, жить, благородством.

7. Произвести морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: бессонные, подбежавшему, больному, радостно.

 

Вариант 2

Блага, которые принесла нам цивилизация, в большинстве своём условны.

Если присмотреться и опомниться, то нетрудно заметить, что каждое благо цивилизации и прогресса существует лишь для того, чтобы «погасить» какую-нибудь неприятность, цивилизацией порождённую... '

Городская квартира — это прекрасно. Но вот уже вы долж­ны толкаться в электричке, чтобы доехать до чистого воздуха, до чистой воды и до чистой травы, которые являются не условными, а подлинными благами. А если вы хотите добираться до чистого воздуха и до чистой воды скорее других, вы заводите себе автомобиль и вместе с ним приобретаете множество дополнительных, вредных и в общем-то не нужных человеку хлопот. Не забудем также, что ежегодно на земле гибнет в автомобильных катастрофах четверть миллиона человек, а три миллиона получают ранения и увечья.

Вы только представьте себе: дышать свежим воздухом нужно ехать за сто километров! Да и свежего воздуха становится всё меньше и меньше. Почти все реки отравлены и загрязнены. Это на нашей-то планете, которая как будто нарочно создана, чтобы удовлетворять все и физические, и духовные потребности человека.

Истинные блага, дарованные нам на земле, человек либо отодвинул от себя, либо в заблуждении не считает за блага, а пользуется благами мни­мыми и считает за благо всё то, что вовсе не является благом. Как рыба создана жить в воде, а птица создана летать, так человек создан жить среди природы.

И вся эта суета вместо того, чтобы жить несуетливой, раз­меренной жизнью, есть простую, но здоровую пищу, пить светлую вкусную воду, дышать чистым воздухом, пользоваться огнём от сгорающего дерева, ежедневно физически трудиться, находиться в постоянном контакте с землёй и небом, с при­родой.. Нет, я не говорю, что был такой вот золотой век, полная благодать и все были счастливы. Но если бы человечество через все людские беды и неурядицы стремилось к такому образу жизни и заметно приближалось к нему, если бы при этом развивались и обогащались духовные способности человека, то это был бы, конечно, истинный прогресс. А теперь... Сигарный дым вместо свежего воздуха или дым городов, работа в шумных цехах, повсеместный алкоголь, наркотики, повсеместный распад семей, сложные коктейли вместо чистой воды, кошмар телевизора, дикие искусственные скорости, постоянная спешка, гонка, нервы, а от­сюда — болезни и болезни...

(по В.Солоухину)

Задания к тексту

1. Подготовьтесь к диктанту по данному тексту.

2. Произвести лингвостилистический анализ текста.

3. Произвести лексико-фразеологический разбор.

4. Выписать из текста тропы, фигуры речи.

5. Подобрать синонимы и антонимы к следующим словам: чистого, способности, свежего, хлопоты.

6. Произвести фонетический разбор следующих слов: искусственные, жизни, сгорающего, является.

7. Произвести морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: присмотреться, раз­меренной, человечество, повсеместный.

 

Вариант 3.

Три года тому назад я уехал из Москвы во Францию. Выехать из Москвы, увозя с со­бой семью, — три женских существа, приговорённые докторами и голодом к смерти, — было очень трудно, почти невозможно. Мне, однако, это удалось. Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся?

Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что я пишу, в теперешней Москве нельзя, и чтоб снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я этого не хочу. Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, всё равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независи­мо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.

Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и в юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим вещим шёпотом тем поэтом, кото­рым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, и я люблю его больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгнове­ний моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. Там говорят «до свиданья», «милый», «прощай», «люблю», и на лесной опушке кличет эхо, которое откликалось мне, когда ещё мир казался добрым и вся жизнь казалась тайной.

Ах, мне тяжело. Мне душно от того воздуха, которым дышат изгнанники, косо смотрящие друг на друга и вечно друг друга подозревающие, совсем так же, как подозревают друг друга люди и там, в родных моих местах, в обезумленных, в обездоленных, в изменённых. Мне душно и от воздуха летнего Парижа, где я никому нle нужен и ничто для меня не нужно.

Я на чужбине, я вне действительной связи с душой здешней жизни, и я вне действительной связи с моей Матерью, с моей Родиной, хоть от меня туда и оттуда до меня доходят веяния души, доходит голос сердца, которое бьётся, ещё живо, не умерло, но бьётся тяжело, с мучением, которому исхода не вижу. И вот, чем дальше иду я по дорогам чужбины, тем слабее моя связь с моей родиной, и тем чаще я спрашиваю себя с горечью: не лучше ли быть мне в тюрьме — там, чем на свободе здесь? И действительно ли я здесь — на свободе?

(по К.Бальмонту)

Задания к тексту

1. Подготовьтесь к диктанту по данному тексту.

2. Произвести лингвостилистический анализ текста.

3. Произвести лексико-фразеологический разбор.

4. Выписать из текста тропы, фигуры речи.

5. Подобрать синонимы и антонимы к следующим словам: добрым, тяжело, уехал, люблю.

6. Произвести фонетический разбор следующих слов: приговорённые, близкие, жизнь, блестящую.

7. Произвести морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: изменённых, невозможно, господство, обездоленных.