Технологические процессы на аэродромах
Технологический процесс транспортной работы аэродрома (аэропорта)состоит из ряда производственных операций, выполняемых различными службами: движения, пассажирской, почтово-грузовой, авиационно-технической базы, горючесмазочных материалов, спецавтобазой. Все эти операции подразделяются на:
· технологические;
· информационно-технологические;
· оперативно-управленческие.
Количество их может составлять 300-400, в зависимости от класса воздушного судна. Основная задача технологического процесса – обеспечение безопасного и регулярного приема и взлета расчетного количества воздушных судов.
Технологическая схема работы аэропорта включает:
- перемещение (приземление или взлет, пробег, разбег, а также руление) ВС;
-перемещение различных видов транспорта, в т.ч. средств содержания и обслуживания аэродрома (ЛП);
-прием пассажиров или их посадка на ВС;
- разгрузка, погрузка багажа и грузов;
- хранение багажа и грузов;
- заправка ВС горючесмазочными материалами;
- работы по техническому обслуживанию ВС.
Технологическая схема транспортной работы аэропорта (рис.1) должна гарантировать:
- безопасность перемещения ВС, автотранспорта, средств механизации аэродромного содержания;
-безопасность перемещения пассажиров и работников служб по территории аэродрома;
-минимальные сроки пребывания в аэропорту пассажиров, грузов, воздушных судов.
Рис. 1. Технологическая схема транспортной работы аэропорта:
1 – приземление; 1 – 2 – пробег; 2 – 2’ – 3 – пути руления к перрону; 3 – 4 – путь от перрона к грузовому складу; 4 – 5 – 5’ – путь от грузового склада на МС; 6 – аэровокзал; 7 – грузовой склад
Для достижения безопасной работы в аэропорту генплан аэродрома должен проектироваться с учетом технологических операций и так, чтобы количество встреч и пересечений путей движения воздушных судов, автотранспорта, средств механизации, пассажиров было минимальным.
Все технологические процессы в современных аэропортах выполняются с использованием средств механизации и частичной автоматизации, обеспечивающих необходимый уровень обслуживания пассажиров, рентабельность предприятия (аэропорта).
Технологические процессы на военных аэродромах существенно отличаются от выполняемых в гражданских аэропортах.
Рассмотрим технологическую схему работы военного аэродрома ФА по обеспечению боевой подготовки в мирное время.
При организации полетов может быть выделены следующие операции:
- подготовка самолета к вылету (осмотр и оценка технического состояния, заправка ГСМ, подвеска бомб и ракет, укомплектование снарядами);
- запуск двигателей, их опробование, выруливание на ВПП;
- взлет;
- посадка (после выполнения задания);
- руление с ВПП на МС или на техническую позицию подготовки самолётов.
В последнем случае технологическая цепочка повторяется.
Кроме того, на аэродроме выполняются операции, не связанные непосредственно с обеспечением сегодняшних полетов, например:
- техническое обслуживание ВС; работы могут выполняться на стоянке или в ТЭЧ;
-обеспечение функционирования частей на аэродроме автотранспортом;
- содержание аэродрома и ремонтные работы на нем;
- обеспечение охраны аэродрома;
- обеспечение личного состава питанием и т.д.
На аэродромах военно-транспортной авиации (ВТА) вместо операций с вооружением выполняется погрузка и выгрузка грузов.
Если часть ВТА обслуживает военно-десантные войска (ВДВ) основными операциями являются:
- погрузка личного состава ВДВ;
- подготовка техники к десантированию и погрузка ее в самолеты.
Таков, в общих чертах, перечень основных операций, составляющих технологический процесс на аэродромах Вооруженных сил.