Конфуцианство

(господствующая идеология)

Текст: «Беседы и суждения» (Лунь юй)

Управление страной на основе добродетели и ритуала.

1. Добродетель

Благополучие государства зависит от добродетели правителя, которому пытаются подражать подданные.

«Мораль добродетельного человека подобна ветру, мораль низкого – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Добродетель, по Конфуцию, отлична от христианской.

«На зло отвечает справедливость, на добро отвечают добром».

Ученик: можно одним предложением выразить правило, которому будешь следовать всю жизнь?

«Не делай другим того, чего не желаешь себе».

«Если управлять страной, используя наказание, то люди всегда будут нарушать закон. Но если у каждого будет моральный закон в душе, государству не останется повода для наказания».

«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде».

 

Ученик: как следует вести государственные дела?

«Нужно, чтобы было в достатке продовольствия, военное снаряжение, и чтобы простолюдины доверяли правителю».

У: но если в государстве всё будет неблагополучно, чем можно пожертвовать?

«Можно отказаться от военного снаряжения».

У: но если в государстве нет военного снаряжения?

«Можно отказаться от продовольствия. С древности и до наших дней люди всегда умирали, но если у народа будет недостаток веры в правителя, государство не может быть устойчиво».

 

2. Ритуал (правила поведения)

Все сферы общественной жизни должны быть регламентированы.

Политическая роль ритуала:

1) следование ему приводит людей к согласию

2) именно он позволяет каждому наилучшим образом раскрыть свою природу

«Почтительность без ритуала приводит к суетливости, осторожность без ритуала – к боязливости, смелость – к смутам, прямота – к грубости».

Ритуал - средство контроля в будущем.

У: можно ли знать, что будет спустя 10 поколений людей?

«Зная ритуал, мы будем знать, что будет спустя 100 поколений людей»

Идеология консервативна: «Я подражаю старине, а не сочиняю», «Я люблю древность и усердно ищу её».

 

Программа исправления имён (связана с ритуалом): каждый человек должен занимать то место в общественной иерархии, которое соответствует его природе.

«Правитель должен быть правителем, слуга – слугой, отец – отцом, а сын – сыном».

 

О современных правителях:

«Зачем говорить о тех, чьи способности можно вместить в бамбуковую корзинку?»

 

Люди делятся на благородных и низких.

Критерии:

1) благородные думают о долге/общественном благе, низкие – о личной выгоде

«Богатство и власть, полученные нечестным путём, подобны облакам…»

«Если государство управляется правильно, бедность и знатность должны вызывать стыд, если государство управляется неправильно, богатство и знатность должны вызывать стыд».

 

2) благородный живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Низкий же следует за другими людьми, но не живёт с ними в согласии.

3) Благородный стремится к знаниям. Низкий – нет.

Знания:

1) высшее (утверждается в Лунь юй врожденно)

2) знания, полученные в результате обучения

3) знания, полученные в результате преодоления трудностей

«Ничтожен тот, кто не способен обучиться даже в результате преодоления трудностей».

«Всё, что видишь, всё, что слышишь, молча откладывай в сердце. Не чувствуй пресыщения от усердного учения».

«Высшая мудрость и крайняя глупость неизбежна»

«Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов»

«Того, кто по одной стороне квадрата не в состоянии составить представления о трёх оставшихся, не следует учить».

 

4) Благородный признаёт действия в мире судьбы.

«Всё первоначально предопределено судьбой, и здесь нечего ни убавить, ни прибавить».

Низкий не признаёт судьбу и смеётся над ней.

 

5) Благородный стремится к самосовершенствованию, низкий – нет.

«Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других?»

 

Философский интерес Конфуция сосредоточен на этико-политической проблематике.

«Что такое знания? Это, значит, знать людей». Знания об обществе.