Система и правовой статус федеральных органов исполнительной власти

Система федеральных органов исполнительной власти состоит из Правительства, министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов федеральных служб, главных управлений

Правительство Российской Федерации является высшим феде­ральным органом исполнительной власти общей компетенции, т. е. руководит большинством отраслей и сфер управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его за­местителей и федеральных министров. В последнее время получила распространение практика включения в Правительство председате­лей госкомитетов на том основании, что их статус официально приравнивался к статусу федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства пред­лагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Пред­седателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соот­ветствии с КонституциейРФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Основными направлениями деятельности Правительства явля­ются: разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования и др.; управление федеральной соб­ственностью и др.

Решения Правительства оформляются постановлениями и рас­поряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вто­рые — индивидуальный. Под страхом отмены Президентом акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, ука­зам Президента РФ.

Нормальным вариантом прекращения полномочий Правитель­ства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно:

- в случае, если оно само подаст в отставку и Президент ее примет;

- если Президент сочтет нужным отправить Правительство в отставку, причем перечень оснований для этого нигде не определен;

- в случае, если Президент примет решение об отставке Правитель­ства после того, как оно получит вотум недоверия Государственной Думы.

Министерства РФ являются единоначальными органами, осу­ществляющими отраслевое регулирование. Министр обладает реша­ющей властью в Министерстве и несет персональную ответственность за его деятельность. Гарантией от произвола министра можно считать коллегию министерства, несмотря на то, что она имеет совещательное значение и не может принимать обязательных решений; разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.

Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют под непосредственным руководством Правительства РФ (кроме Министерства обороны и Министерства внутренних дел, которые подчинены Президенту РФ). Правовой статус Министерства определен Положением о Министерстве, ут­верждаемым Президентом или по его поручению — Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с органами других ветвей власти и между собой.

Государственные комитеты РФ являются коллегиальными орга­нами, осуществляющими межотраслевое регулирование. Опе­ративное руководство организациями, подчиненными госкомитету, осуществляет председатель госкомитета единолично. Председатели некоторых госкомитетов входят в Правительство.

Комитеты РФ осуществляют правовое регулирование и межот­раслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении. Федеральные службы, надзоры чаще всего не являются органами исполнительной власти, а за этой вывеской скрывается целая система органов (например, Государственная налоговая служба).

Общий статус ведомствРФ идентичен статусу министерств, только руководители ведомств не входят в Правительство. Подчиня­ются ведомства ПравительствуРФ, за исключением Федеральной службы безопасности. Службы внешней разведки и некоторых других (рис. 4.1).