Система и правовой статус федеральных органов исполнительной власти
Система федеральных органов исполнительной власти состоит из Правительства, министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов федеральных служб, главных управлений
Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т. е. руководит большинством отраслей и сфер управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В последнее время получила распространение практика включения в Правительство председателей госкомитетов на том основании, что их статус официально приравнивался к статусу федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соответствии с КонституциейРФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Основными направлениями деятельности Правительства являются: разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования и др.; управление федеральной собственностью и др.
Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые — индивидуальный. Под страхом отмены Президентом акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента РФ.
Нормальным вариантом прекращения полномочий Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно:
- в случае, если оно само подаст в отставку и Президент ее примет;
- если Президент сочтет нужным отправить Правительство в отставку, причем перечень оснований для этого нигде не определен;
- в случае, если Президент примет решение об отставке Правительства после того, как оно получит вотум недоверия Государственной Думы.
Министерства РФ являются единоначальными органами, осуществляющими отраслевое регулирование. Министр обладает решающей властью в Министерстве и несет персональную ответственность за его деятельность. Гарантией от произвола министра можно считать коллегию министерства, несмотря на то, что она имеет совещательное значение и не может принимать обязательных решений; разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.
Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют под непосредственным руководством Правительства РФ (кроме Министерства обороны и Министерства внутренних дел, которые подчинены Президенту РФ). Правовой статус Министерства определен Положением о Министерстве, утверждаемым Президентом или по его поручению — Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с органами других ветвей власти и между собой.
Государственные комитеты РФ являются коллегиальными органами, осуществляющими межотраслевое регулирование. Оперативное руководство организациями, подчиненными госкомитету, осуществляет председатель госкомитета единолично. Председатели некоторых госкомитетов входят в Правительство.
Комитеты РФ осуществляют правовое регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении. Федеральные службы, надзоры чаще всего не являются органами исполнительной власти, а за этой вывеской скрывается целая система органов (например, Государственная налоговая служба).
Общий статус ведомствРФ идентичен статусу министерств, только руководители ведомств не входят в Правительство. Подчиняются ведомства ПравительствуРФ, за исключением Федеральной службы безопасности. Службы внешней разведки и некоторых других (рис. 4.1).