Вопрос 4. Формирование правового государства в российском обществе
Процесс формирования правового государства в Российской Федерации пока что сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В послании Федеральному Собранию Президент РФ отмечал, что «Россия продолжает жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции».
В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и упрочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример неуважительного отношения к федеральным законам подает сам Президент РФ, принимая нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти и внося существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев и ограничивающие конституционные права граждан. Так, одним из указов Президента РФ разрешалось компетентным государственным органам задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца, тогда как действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в конкретных отношениях, действует лишь формально.
Принцип разделения властей проведен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.
Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и применения ее способностей в практической или научной деятельности. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедности. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода, затянувшийся экономический кризис негативно влияют на процессы реализации конституционных прав и свобод граждан. Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым» советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц.
Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
Проведению последовательной и целенаправленной деятельности по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаемых мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специальная комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, ни правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стратегически важной, магистральной и целенаправленной деятельности государства и гражданского общества.
Подготовил:
старший преподаватель кафедры ТиИГП,
к.ю.н., старший лейтенант
внутренней службы ____________ Н.А. Овчинникова