Вопрос 4. Формирование правового государства в российском обществе

Процесс формирования правового государства в Российской Фе­дерации пока что сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В посла­нии Федеральному Собранию Президент РФ отме­чал, что «Россия продолжает жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается стра­на, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда пра­во будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равно­правной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции».

В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в пол­ной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и уп­рочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население ли­шилось права отзывать депутатов Государственной Думы, предста­вительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Пре­зидента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятель­ность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример не­уважительного отношения к федеральным законам подает сам Президент РФ, принимая нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти и внося суще­ственные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев и ограничивающие конституционные права граждан. Так, одним из указов Президента РФ разрешалось компетентным го­сударственным органам задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца, тог­да как действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Достаточно распрос­траненной является практика принятия представительными и ис­полнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в конкретных отношениях, действует лишь формально.

Принцип разделения властей проведен таким образом, что зако­нодательная власть не способна организовать действенный парла­ментский контроль за деятельностью исполнительной власти по орга­низации и обеспечению действия федеральных законов.

Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения дей­ствуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, по­лучать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и при­менения ее способностей в практической или научной деятельнос­ти. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные до­ходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедно­сти. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода, затянув­шийся экономический кризис негативно влияют на процессы реа­лизации конституционных прав и свобод граждан. Правовое госу­дарство РФ оказывается неспособным не только развивать и приум­ножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым» советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической по­литикой, активизацией организованной преступности и распрост­раненностью коррупции среди работников государственной служ­бы, в том числе и должностных лиц.

Таким образом, правовое государство в Российской Федерации мо­жет стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и орга­ны государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, не­уважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и сво­бод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способ­ную обеспечить реальное действие законов.

Проведению последовательной и целенаправленной деятельнос­ти по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаемых мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специ­альная комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, ни правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стра­тегически важной, магистральной и целенаправленной деятельнос­ти государства и гражданского общества.

 

 

Подготовил:

старший преподаватель кафедры ТиИГП,

к.ю.н., старший лейтенант

внутренней службы ____________ Н.А. Овчинникова